Подписывайтесь на нас в YouTube и социальных сетях:

ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ и РОО ВолгУНКЦ РСИ

приглашают в проект

"Школа ТОСовского самоуправления"

Программа «Национально-культурные традиции и духовно-нравственное воспитание»


                                   Программа

 «Национально-культурные традиции и духовно-нравственное воспитание»

   Введение.

  В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.  

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

1.Законодательная база духовно-нравственного воспитания.

Программа «Духовно-нравственное воспитание детей  разработана в соответствии

с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации),

·          Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4),

·          Федеральным Законом «Об образовании РФ»,

·          Национальной доктриной образования,

·          Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,

·          «Всеобщей декларацией прав человека»,

·          Гражданским кодексом РФ,

·          «Основами законодательства РФ о культуре»,

·          Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

2. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин, с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности, военно-патриотической работы направленной на развитие высоких духовно-нравственных качеств у детей и подростков.
Особенно необходимо и важно формировать убеждения и взгляды, отражающие интересы государства и общества, воспитывать чувство гордости, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и др.

3. Цели и задачи Программы

Целью Программы является гармоничное духовное развитие личности подростка и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
  • Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
  • Физическое развитие подростков, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
  • Консолидация и координация деятельности  семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
  • Развитие форм  самоуправления.

4. Ожидаемые результаты

1.        Знание и понимание детьми истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2.        Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3.        Убежденность подростков  в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4.        Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5.        Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

6.        Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры. 

5.План реализации программы

Предлагаемый нами курс включает занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках; «Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».

 «Мир вокруг нас»

Занятия данного блока открывают детям  и взрослым путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Наш дом-Земля»; "Питание, отдых, здоровье, болезни" «Жизнь человека».

«Дерево добра»

«... дерево доброе приносит и плоды добрые...».
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17

Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий: "Добро и зло: справедливость", «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Святые семьи»; «Предательство»; "Прощение"; «Скромность»; «Добрые слова и добрые дела.

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «Православная Россия в лицах»

Занятия данных циклов знакомят детей с родным поссёлком (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему посёлку, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое родного края.

Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь»: «История возникновения родного края»; «Улицы посёлка»; «Памятники посёлка».

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы .

Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси».

«Православная культура»

Занятия данного цикла знакомят детей  и взрослых с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография».

«Хозяева и хозяюшки»

На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

 

№ п/п

Мероприятия

Срок проведения

Ответственные

1

Беседа: «Наш дом-Земля(экологический десант)»

Весна-осень 2010г.

          Юрин П.В.

2

Праздник: «День защиты детей»,

«День семьи».

июнь

 

Гевондян В.М.

3

«День Святого Валентина(прощёное Воскресенье)»

14 февраля

Юшкина З.Т.

4

«Никто не забыт ни что не забыто..»Митинг у памятника погибшим при бомбёжке станции.

22июня

Егоров А.М.

5

Молебен «Святому Николе»

22мая

Егоров А.М.

6

«Патриот «Малой Родины»» «О  Российской символике»

(авторские встречи).

Сентябрь 2010г.

Гевондян В.М.

7

Участие в «Дне городского поселения» и «Дне района»

Май-июль

Юшкина З.Т.

8

Выставка  картин «Талант-это дар свыше»

22мая

Юшкина З.Т.

9

Выставка картин Стефана Домусчи: «Русь святая- Русь православная»

Апрель 2010г.

Кузнецова Е.Н.

10

Творческая работа клуба «Истоки» по изучению православных праздников

2009-2010гг

Мартемьянова Ю.А.

11

Праздник «Мамины секреты»

Ноябрь 2010г.

Гевондян В.М.

12

«Праздник Объединил всех(8Марта)»

Март 2010г

Бурахович Н.А.

13

«А память сердце бережёт..» посвященный воинам-интернационалистам

23 февраля

Юшкина З.Т.

14

Масленица

14 февраля

Жаркова М.В.

15

Праздник «День пожилого человека»

1октября

Савилов А.В.

16

Экскурсия  в местный музей Н.П.Ефремова(предметы старины глубокой)

В течение года

Кузнецова Е.Н.