Подписывайтесь на нас в YouTube и социальных сетях:

ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ и РОО ВолгУНКЦ РСИ

приглашают в проект

"Школа ТОСовского самоуправления"

4. Книга памяти


ВОЙНА

Война – это не только смерть, кровь и страдание.

Это еще и гигантские взлеты человеческого духа –

БЕСКОРЫСНОСТИ,САМОТВЕРЖЕННОСТИ, ГЕРОИЗМА.

                                           Ю. Друнина.

 

Ни одной нет семьи в России, где война не оставила в жизни каждого своего следа, тревожит воспоминаниями о погибшем отце или брате, о ней постоянно напоминают обелиски. Для нынешнего поколения память войны – это не только историческая память о гигантских сражениях, развернутых на необозримых просторах нашей страны, но и о тяжких, трагических испытаниях народа. За победу в этой войне нашему народу пришлось заплатить слишком дорогую цену- двадцать миллионов погибших. И среди них – более половины молодых, каждый из них мог прожить долгую и, может быть, счастливую жизнь, стать хлеборобом, врачом, поэтом, ученым, уважаемым на работе мастером своего дела, создать семью, улыбнуться первому шагу, сделанному его ребенком, радоваться, надеяться, любить … в общем, просто жить. И все эти жизни были оборваны, растоптаны войной. В этой войне погибли оба моих деда – один сложил голову под Ригой в 1944 году, оставив сиротами четырех детей, а теперь он считается оккупантом, второй – под Ленинградом в 1942 году , и трое его детей больше никогда не услышали его добрых советов, письма- треугольники, бережно хранившиеся в сундуке ,бесследно исчезли, когда детей  забирали в детский дом. Осталась только маленькая пожелтевшая фотография, с которой на меня смотрит печальными, обреченными глазами дед Василий. Но самое главное осознаешь – внуки и правнуки лишились  какой-то важной цели в своей  жизни, потерян стержень, изменена судьба многих людей.

  Вспомнились слова нашего писателя Ю.Бондарева –«война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделенный на пятерых, оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки …» «… это письма, которых ждут и бояться получать; и это особая обнаженная любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу, к уничтожению, смерти; это погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами».

 В мои руки  попали воспоминания  нашего земляка Лубянцева Николая  Тимофеевича, который  после выпускного ушел на фронт со своими одноклассниками. «Выпускной 1942 года. Старое здание школы переполнено. Цветы сирени, тюльпаны. Сначала было поздравление директора и секретаря комсомольской организации А Бондаренко. Школьный хор исполнил русские и украинские песни. Затем танцы до утра, кто-то их приглашенных стал играть на пианино, которое  стояло в углу зала. С 1941 г. работали на тракторах, а с ранней весны 1942 года пахали, сеяли, убирали хлеб в колхозах х. Поливадино, х. Контрибуцево, х. Бузулук. В это время наша армия  вела кровопролитные бои на подходах к Сталинграду. В военное время работали без выходных.

 18 августа 1942 года по приказу облвоенкомата 82 человека, 17-18 летние мальчишки и девчонки, были призваны в ряды Советской Армии. Пока добирались до города, сразу попали на войну . Их пароход «Камчатка» обстреляли на Волге. Поселили на острове Зеленом, где потом разбомбили землянки и палатки, в которых жили комсомольцы. Чудом все остались живы и продолжили учебу по изучению танков. «Около трех  месяцев мы ждали своего череда. Должны были получать новую технику. Но она не поступала. Бои в городе Сталинграде были в разгаре, шлейф дыма, грохот снарядов иногда доносился и до нас непрерывно.

В октябре молодое пополнение погрузили в эшелоны на ст.Коробково, по дороге вновь бомбили, но, видно, ангелы хранители у ребят были сильные или материнские молитвы возымели действие, вагон, где размещались наши даниловцы, не пострадал. Дальнейшая учеба прошла в г. Рязань в 20-м танковом полку. «В бывших гаражах бронетехники мы строили себе казармы. Это деревянное помещение до пятидесяти метров длины, по середине было построено из досок – двухярусные нары. Нары были устланы толстым слоем соломы, а сверху обиты брезентом. Ни подушек, ни одеял первое время не было. Под голову клали верхнее обмундирование, укрывались шинелью. Для того,чтобы было тепло, мы ложились парами, прижимаясь к друг другу. Печки- буржуйки сделаны из пустых бочек, обогревали плохо. Ночью часто наши шинели покрывались инеем». Учеба шла по программе, изучали иностранную технику, все виды советского автотранспорта, готовили ребят водителями, командирами боевых машин различного происхождения, стрелками,радистами. В основном легкую бронетехнику.

В первом батальоне учили командиров машин. В нем учились наши земляки – Кузнецов Г.П., после войны поднимал сельское хозяйство, работал председателем колхоза, управляющим отделением. Кириченко А.Я. последнее время возглавлял коммунальное хозяйство Даниловки. Стороженко И.И., Шевцов Н.Г., Занченко В.М. Во втором батальоне учили механиков- водителей бронетехники – Клименко А.Ф. закончил Волгоградскую сельхозакадемию, долгое время работал агрономом, возглавлял управление сельского хозяйства в р.п. Даниловка. Из тяжелых боев Курской битвы вернулся Вербенко А. с ранением в голову, старался помогать людям и рано ушел из жизни; Гончаров И., Алещенко А.И., Овчаров В. И др. В третьем батальоне учились стрелки-радисты. Кравченко Н.Г. погиб, любил литературу, всегда старался найти время на уроках для чтения интересной книги; Голубев А.И. остался всю жизнь верен своей военной профессии. Из этого батальона шел набор в другие учебные батальоны радиосвязи. Из письма Лубянцева Н.Т. «Самым трудным в жизни нашей части было материальное обеспечение учебного полка. Старые поношенные шинели, не хватало зимнего белья, но еще хуже обстояли дела с питанием. 650гр. Хлеба давалось на день, пайки были не полными. Суп варили из нескольких картофелин и ложки какой- нибудь крупы. Обед состоял из щей и каши без масла, завтрак и ужин – суп. Зато чай не ограничивали, к нему курсантам выдавали 40-50 грамм сахара. Каждые десять дней водили в баню». Такое питание привело к сильному истощению, многие не вставали со своих соломенных постелей. Многие попадали в госпиталь после такой «учебы», остальные выжили только благодаря своей физической закалке. В школе земляки старались поддерживать друг друга, несмотря ни на что, стремление быть на передовой росло с каждым днем. В марте-апреле 1943 года курсанты сдали экзамен. В это же время приехали фронтовики на переподготовку и получение экипажей. Увидев плачевное положение молодых бойцов, написали рапорт, «были обнаружены крупные нарушения со стороны командного состава. Положение с питанием резко  изменилось. Каша стала с маслом, появились овощи, полный паек.Через месяц многие стали выглядеть хорошо. Дух воинов поднялся, громче стали солдатские песни. Летом курсанты помогали в уборке урожая. За что получали продукцию – овощи, картофель, мясо. Полк сам стал заготавливать себе на зиму капусту, картофель и т.д. Мы считали, что враг будет разбит непременно. Наш долг быть среди фронтовиков и идти вперед не щадя жизни ради победы нашей Родины». Наконец желания молодых бойцов исполнились. Четвертый фронтовой батальон был расположен в военном городке. Получили обмундирование. «Кроме шинели мы получили фуфайки,новые сапоги.» Техника доставлялась водным и дорожным  путем в разобранном виде. Экипажи сами разгружали тяжелые герметичные ящики, ставили машины, устанавливали пулеметы, Эшелон был поставлен, на главном пути ст. Рязань-11- это было 20 декабря 1943 года. «Мы двигались на Москву, где на ст. Кубышка шло формирование двух мехбригат, пятого мехкорпуса». Пятый мехкорпус (генерал-маршал Волков М.В) имел богатый боевой путь. Он воевал на  Смоленщине. Под Сталинградом участвовал в боях с ноября 1942 г. по январь 1943 г., освобождал Суровикино, Чуверлевскую, ст. Чернышевская, Белая- Калитва. Боевое крещение 6-й танковой Армии (генерал-маршала КравченкоА.Г.) произошло под Курском. Еще очень много можно было написать о славном пути 6-й танковой, с которой Лубянцев Н.Т. прошел по дорогам войны 1,5 года. Закончил боевой путь в Праге , а затем в Мукдене. Это славное соединение, освободив Мукден, Харбит и Порт_Артур на Тихом океане свой закончил поход. Но скромность и просьба его вдовы Лубянцевой Таисии Васильевны не дает мне продолжить рассказ. Благодаря ей хочется вспомнить еще несколько героических имен наших достойных земляков, которые воевали мужественно, об этом говорят их награды и в мирной жизни они остались верны Родине и присяге: погиб в боях за г. Фастов Колесников А.П. был красивый юноша, гордость класса, отлично учился, хорошо рисовал, активно участвовал в жизни класса.

Гордиенко И.А. – из курских боев пришел без кисти руки, учился, окончил вечернюю и партийную школу. Работал долгое время в совхозе.

Шинкоренко А.И. – всю жизнь посвятил обучению  и воспитанию, работал учителем и директором Миусовской школы. Хижняков В.П. – возвратившись с фронта, всю жизнь посвятил земле. Большое количество посадил и сохранил леса. Большинство из них попали в фронтовые разведки, а  значит всегда впереди, всегда в бою, для этого нужно было иметь выдержку, ловкость.

  Все они ушли на фронт  комсомольцами, а возвратились коммунистами, с большим  количеством боевых наград.

 Сам  Лубянцев Н.Т. был награжден  тремя орденами, 10 медалями, 2 знаками отличия, получил 22 благодарности от Верховного Главнокомандующего. Отдал всю жизнь служению народу. Сколько сил и здоровья он вложил в строительство и благоустройство родной Даниловки, измерить невозможно. Меня всегда восхищало, что люди, сражающиеся со своим смертельным врагом, были озабочены и мыслью о нравственном состоянии будущего, о том , чтобы в этом трагическом испытании злом, смертью, страданиями человек сохранил в себе человека. Верность нравственному закону была, наверное, самой главной победой в минувшей войне. Семена веры в добро, справедливость, взращиваемые для будущего, были главной духовной пищей, поддержкой каждому солдату в том жестоком мире войны, в котором, казалось, разрушились, переосмысливались самые незыблемые, веками складывающиеся  нравственные представления, в котором утрачивала свою ценность сама человеческая жизнь. Как предупреждение поколениям не могу упустить строки из дневника Лубянцева Н.Т. «На наши плечи легла не только война, но и восстановление разрушенного хозяйства страны. А теперь:

Опала времени листва,

Нет торжеств ,одни

печали,

И жизнь сегодня непроста,

Не та, что изначале.

Стареют бывшие солдаты

Тех грозных сороковых,

Не чтят их в военкоматах,

Как будто их всех нет

В живых.

У нас сегодня так бывает,

Обидно, к нашему стыду

О ветеранах забывают

Или вспоминают раз в году.

Уходят дни и даты,

Но надо людям всей земли,

Не забывать о тех солдатах,

Что мир от гибели спасли.

Как пишут сейчас, по статистике из 100 умерших ребят 1922-23-24 годов рождения остались в живых 3-4 человека. Так  давайте помнить о них не только в дни торжеств, чтобы прямо и спокойно смотреть в глаза нашим детям и внукам.

 

 

 

Наталья Гончарова