Подписывайтесь на нас в YouTube и социальных сетях:

ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ и РОО ВолгУНКЦ РСИ

приглашают в проект

"Школа ТОСовского самоуправления"

13. Посещение Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря


идет реставрация храмаНаше путешествие началось ранним довольно прохладным утром. Но ощущение чего-то необходимого и интересного не покидало меня,тем более в последний момент решилось моё присутствие в этой поездки.Доехали очень быстро,сразу бросился в глаза ,как островок купола храма. В это святое место люди приезжают надеясь на чудо,некоторые исцеления, другие веры и надежды, на лучшее для своих детей и близких.Наша группа попала в эту священную обитель 11 сентября "Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна".В память усекновения святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Служба уже началась. Как и положено все приобрели свечи и спустились в храм. Дело в том, что сейчас идет востановление и реставрация основного храма и все службы проходят в "нижнем" храме в честь преп. Арсения Великого.Служба проходила при согласном мелодичном пении,при вразумительном, доходящем до сердца чтении. После службы каждый желающий мог посетить "Чудотворный камень" с отпечатками рук  и лба богоматери. Камень находится в пещере и требуется небольшое мужество, чтобы вымолить просьбу у него. Для всех желающих на территории монастыря есть трапезная, в которой покормят всех желающих. Церковная лавка может одарить и здоровьем, ведь в ней можно преобрести сборы трав,мази, пахучие масла и конечно иконы, благословенные этой землей.в далеке видны купола храма

История Спасо-Преображенского Усть-Медведицкого женского монастыря неразрывно связана с историей славного Войска Донского, с историей казачества на донской земле. О его истории нам поведала молодая послушница с красивым бархатным голосом.

Три с половиной века назад берега Дона и его притоков (Хопер и Медведица), где расположился первый казачий монастырь, была покрыта густым, непроницаемым покровом дремучих лесов.Лес и река должны были удовлетворять скромным потребностям первых отшельников."В 1652 г. жители Усть-Медведицкой станицы, по обещанию своему, дали место в своем юрту на строение монастыря".Конечно, пустынная жизнь отшельников на указанном месте началась гораздо раньше, чем состоялось официальное утверждение.Об основателях-старцах монастыря летопись сообщает так:" А монастырь строил бывшего монастыря Чернеева священной игумен Исай груб и недостойный, а строил своим посилием и руками,а братия были:старец Иосиф, старец Корнилий да старец Кирилла".Замечательно, что все они в синодике монастырском поминаются схимонахами. Что же касается эпитетов, приданных Исаии"груб и недостоин", то это обычное выражение иноческого смирения,встречающееся иногда даже в устах иноков, достигших высшего духовного преуспения. Сама станица расположена была тогда на левом берегу Дона ,а для монастыря дано было место на правом берегу, версты на две выше станичных "Зимовников": это была ровная площадка, спускающаяся к самому Дону и с обеих стоон ограниченная горами, так что сама обитель находилась между ними, что и дало ей название Межигородской пустыни.Благодаря усердной помощи соседних жителей и трудолюбию основателей,строение обители быстро продвигалось.Образовался монастырь,собралась братия,воздвигнут уже был и храм Божий.И новоустроенная обитель,едва не сделалась жертвой жестокости бунтаря Стеньки Разина."Он отдал приказ разграбить пустынь.Хищники бросились к добычи,но сильное волнение реки остановило их на половине пути к монастырю.Предав себя на волю Божию, иноки собрались в церковь и безмолвно ожидали появления страшного гостя.И он явился перед ними мирным богомольцем.Ласково обошелся Разин с монахами и набожно сложил у алтаря принесенные с собой дары:серебро и два фунта жемчуга - на украшение чтимой иконы Казанской Божией Матери."Обеспеченные милостью войскового начальства, живя вмире ссоседями, охотно жертвовавшими на обитель,монахи всецело преданы были негромким иноческим трудами,разделяя свое время молитвой и благотворениями.Много сменилось управителей обители.Между тем,монастырская деревянная церковь с приделами Преображения Господня и Николая Чудотворца, простояв почти сто лет, пришла в очень ветхое состояние,почему игумен Лаврентий,посоветовавшись с братиею,задумал каменную церковь,прибавив к прежним двум приделам еще один -во имя особенно чтимой на Дону Одигитрии Донской Божией Матери.В это время монастырь был почтен особенным вниманием правительства в лице своего атамана,пожертвовавшего в монастырь Евангелие с надписью:"Это евангелие сооружено собственным прикладом Войскового атамана Даниила Ефремова,в Москве,январь 2 дня 1750 г. и отдано в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь".Но пока еще заготавливались материалы для строения храма,страшное несчастье постигло монастырь:он был завален подмытой и осевшой горой,иноки,бывшие в ту пору на утренней молитве в храме,остались целы.Теперь приходилось не только строить церковь, но переносить и сам монастырь на более удобное место.Лишь в 1754г. начата постройка каменной церкви в несколько измененном против прежнего виде, потому что вместо трех приделов теперь осталось два. Один из них был освящен во имя Донской Божией Матери еще при епископе Феофилакте, освещение же главного - во имя Преображения Господня -последовало лишь 9 июня 1759 г.,по благословению епископа Кирилла.Целую четверть столетия, в игуменсво Лаврентия,жизнь монастыря текла мерно и спокойно.Когда же престарелый игумен скончался 8 января 1775г.,то хозяйство монастыря начало приходить в большой упадок.Частая перемена игуменов произвела сильное растройство в делах донских монастырей,в 1785 г.,по ходатайству самого Войска мужская обитель,была преобразована в женскую.

На протяжении полутораста лет монастырь существовал благодаря постоянному вниманию Войскового правительства и усердию окрестных жителей, особенно в первое время его жизни,затем его владения,обеспечивавшие ему безбедное существование, нередко подвергались опасности быть потерянными,и сколько трудов стоило иногда удержать их от покушений со стороны сеседей,часто забывавших, чем был монастырь для их отцов и дедов.По преданию,Межигорские иноки,у которых руководствующим началом жизни была любовь к ближним.Во имя этой любви они добровольно принимали на себя обязанности странноприимства,в котором ,по словам предания, блаженные иноки соревновали древним патриархам и отцам первых веков христианства.Монастырские ворота были открыты для всякого,кто просил приюта,без различия звания:гостя принимали и успокаивали,не спрашивая даже об имени.праздничные колоколаказанский собор

Потребность к иноческой жизни,была,конечно, не меньше и у донских женщин. В своем стремлении к духовной жизни набожные донские казачки издавна имели обычай ездить в Киев,где жили подолгу,а иногда постригались и оставались в тамошних монастырях навсегда.Благочистивые женщины проводили время между рукодельем,которым содержали себя,и между чтением Священных книг и молитвой дома и в церкви.Желание казачек иметь в земле женскую обитель принял горячо к сердцу Войсковой атаман генерал-поручик А.И.Иловайский. Так как в Земле Войска Донского было три мужских монастыря и женского ни одног,то ,он ходатайствовал пред высшим правительством о разрешении один из трех мужских преобразовать в женский.Ходатойство атамана удостоилось Высочайшего одобрения,и указом Святейшего Синода от 9 июня 1785г. Епископу Воронежскому Тихону дозволено просимое преобразование обители.16 декабря 1785г. в должность настоятельницыСпасо-Преображенского женского монастыря вступила благочистивая вдова войскового старшины Мария Карпова.К ней присоединилось сорок девиц,состовлявших Сиротинское девичье собрание.Таким образом,вдовы убитых на службе воинов, старицы и сироты стали преемницами воинов- иноков бывшей Межигорской пустыни.Но только 2 февраля 1801 г.была пострижена в монашество Мария Карпова (с именем Александра), с ней пять женщин и три девицы.Так кончился период тяжких испытаний, во время которых желавшие монашества имели,конечно,много случаев проверить,крепка ли их решимость отречься от мира,избрав крестный путь иноческого жития.Первая игуменья сделала много для процветания обители,ее преемницей стала дочь войскового старшины Агеева- игуменья Августа.Первой заботой новой игуменьи было придать монастырю тот вид благолепия и внушительности,к чему она привыкла в Киеве.Она любила,чтобы церковные службы совершались с торжественностью и благолепием,и много заботилась о согласном церковном пении,на которое до нее не обращалось особенного внимания.При игуменье Августе возник новый источник благотворного влияния обители на край: малолетние дочери небогатых старшин и казаков,живя по кельям монахинь, получали здесь начатки мирского воспитания,потом возвращались в свет, унося в душе семна нравственной чистоты и благочестия.Скончалась она в 1935 году.Последовательница игуменья Афанасия,в мире Акулина Ивановна,была дочь есаула Распопинской станицы Гаврилова.Самой выдающейся чертой характера Афанасии была простота.Игуменья часто имело целью своими  простыми ,по-видимому,действиямидать полезный урок заблуждавшимся, не прибегая к прямому наставлению,не желая открытым выговором вести в смущение виновную,она хотела,чтобы провинившаяся в чем-нибудь послушница сама осознала свой проступок.Скончалась игуменья в 1847 года. Перед смертью она завещала семтрам избрать себе преемницей казначею Вирсавию.Она была строга к сестрам в случаях нарушения монастырской дисциплины,но вто же время была справедлива и безпристрастна.По ее представлению и по ходатайству преоссвященного Иоанна число монашествующих увеличено с 17 до 32. В 1863 году монастырь приняла монахиня Арсения, при которой монастырь достиг своего наивысшего расцвета.

Отцом будущей игумении был казначей Войка Донского Михаил Васильевич Себряков,образованнейший человек своего круга и времени,естествоиспытатель и историк родного края.Первым делом игуменья со знающими сестрами приступила к обучению грамоте всех монастырских сестер,затем она собрала и составила библиотеку,дополнив ее творениями древних святоотеческих писаний.3 сентября 1867 г.последовало открытие бесплатного 4-х классного училище на средства В.М.Себрякова.Устроив школу, игуменья в 1871 г. обратилась к осуществлению другой давнишней мысли о построении в монастыре нового храма в честь иконы Казанской Божьей Матери.Строился храм меньше 15-ти лет,это был явный знак покровительства Божия.Начиная с иконостаса,сиявшего тонкой золоченной резьбой,и кончая самыми мельчайшими деталями храм был весь воплощение красоты и изящества.Но игумении Арсении было недостаточно тех трудов и 10 июля 1874 года,в день памяти святого Антония Печерского,смиренная подвижница приступила к новому дивному подвигу:по ночам она стала рыть пещеры.В них она пожелала изобразить последние дни земной жизни Иисуса Христа.Пещеры как бы представляли тогда единый Акафист Страстям Христовым и Страданиям Пресвятой Богородицы.Обитель ревносто следовала завету любви и милосердия ближним;подавая щедрую милостыню нищей братии,воспитывая девочек-сироток,давала приют старости и беспомощности.Не менее чутко в обители относились и к общерусским интересам,принося отечеству посильную помощь своими скудными средствами,своим трудом.Например,в русско-турецкую войну игуменья образовала из монастырских послушниц отряд сестер милосердия,присылала медикаменты,материал для перевязок,за что 27 сентября 1882г. игумении Арсении был пожалован знак Красного Креста. По завещанию матушки Арсении в 1905 г.игуменией была избрана Леонида,уроженка Москвы.Управляла она 6 лет,и приней штатных монвхинь было 32 человека,сверхштатных 59,рясофорных послушниц (после упразднения чина инокинь) 186. С 1911г. игуменствовала монахиня Святослава,которую обвинили в заговоре против Советской власти и сослали в Самарскую область. В 1928 году Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был закрыт, и открыта колония для несовешеннолетних,электростанция,пионерский лагерь,поселение для заключенных...

70-летнее запустение обители привело к разрушению почти всех монастырских построек и осквернению святынь, в том числе и единственного чудом уцелевшего здания -Казанского Собора.

В 1991 году, когда обитель была возвращена Русской Православной Церкви,началось возраждение монастыря как мужского.В 2001 году Постановлением Священного Синода мужской монастырь вновь был преобразован в женский.Настоятельницей монастыря назначена монахиня Георгия (Боровик),духовная дочь и воспитанница знаменитого глинского стаца схиархимандрида Виталия (Сидоренко),почившего в декабре 1992 года в Тбилиси.Первые насельницы приехали в монастырь в день Почаевской иконы Божией Матери 5 августа 2001 года.В первую же зиму были налажены необходимые для поддержания жизнедеятельности хозяйства:просфорня,пекарня,коровник,швейная мастерская.Служба справлялась в домовой церкви Преображения Господня,так как Казанский Собор был в аварийном состоянии.Монахини бережно отнеслись ко всем постройкам прежних лет,на месте бывшей котельной был возведен двухэтажный жилой дом.В игуменском корпусе устроена трапезная для сестер и архиерейские покои. На месте прежнего детского бассейна возвели 3-х этажный жилой корпус.За время существования женского монастыря сделано не мало,и прежде всего это возрождение Казанского Собора,которое началось с реконструкции нижнего храма в честь преп. Арсения Великого.В августе 2005 г. впервые за 77 лет перед святыми образами Казанского Собора затеплилась лампада - здесь была совершена Божественная Литургия на праздновании 100-летия со дня блаженной кончины игуменьи Арсении.приятное путешествие

Покидали мы монастырь теплым  днем, золотые купола сверкали на солнце источая благодать и спакойствие, как повезло здешним прихожанам иметь возможность приклонить головы,поставить свечи перед божественными реликвиями. Послушница нам сказала: "Ни человек выбирает храм, а храм выбирает человека". Очень хочется вернуться в это благодатное ,спокойное,чудесное место. Значит храм сделал свой выбор.перед дорогой домой

                                                                                                                   Наталья Гончарова.

                                                                                                          Использована литература-христоматия

                                                                                                          Усть-Медведицкого Спасо-Преобра-

                                                                                                           женского женского монастыря.