программа развитие малых форм хозяйствования
Территориальное общественное самоуправление
«Перелазовское Центр»
Согласовано: утверждено
Глава Перелазовского на конференции жителей
сельского поселения ТОС «Перелазовское Центр»
Костюченко В.А.
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
В ТОС «ПЕРЕЛАЗОВСКОЕ ЦЕНТР»
НА 2011-2014 год
Наименование программы | «Развитие малых форм хозяйствования в ТОС «Перелазовское Центр» |
|
|
Заказчик Программы | ТОС «Перелазовское Центр» |
Разработчик Программы
Основание для | ТОС «Перелазовское Центр»
1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии 2. Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном 3. Постановление Правительства Российской Федерации от
|
| |
|
|
Цели и задачи Программы | 1. Укрепление правового положения владельцев личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) и совершенствование их взаимоотношений с сельхозтоваропроизводителями. 2. Обеспечение ЛПХ земельными участками и улучшение плодородия земель ЛПХ: - осуществление мероприятий по улучшению плодородия сенокосов и пастбищ, находящихся в общем пользовании владельцев ЛПХ. 3. Улучшение доступа ЛПХ к рынкам материально-технических ресурсов, услуг, продовольствия и сельскохозяйственного сырья: - совершенствование взаимоотношений и развития интеграционных связей ЛПХ с сельскохозяйственными - формирование частных, муниципальных и смешанных предприятий (организаций) по предоставлению услуг для - создание закупочных и перерабатывающих (сбытовых) кооперативов. 4. Формирование механизмов финансовой поддержки личных подсобных хозяйств: - субсидирование ЛПХ из средств бюджета района, краевого, федерального бюджетов; - мобилизация собственных финансовых средств населения путем развития сельского кредитного кооператива; - получение грантов отечественных и зарубежных спонсоров. 5. Информационно-консультационное обслуживание и повышение квалификации владельцев ЛПХ: - проведение обучающих семинаров и других мероприятий; - создание опытно-показательных (демонстрационных) ЛПХ. 6. Усиление поддержки развития сельской социальной инфраструктуры и жилищного строительства на селе. 7. Организационное обеспечение развития ЛПХ: - улучшение доступа к рынкам ресурсов и услуг; - содействие владельцам ЛПХ в подготовке документов по организации сельскохозяйственного производства. 8. Повышение доходов сельского населения. 9. Создание экономических, правовых и социальных условий эффективного функционирования личных подсобных хозяйств, совершенствование механизма государственной поддержки частного семейного сектора
|
Срок реализации Программы
|
2011-2014 годы |
|
|
Ожидаемые результаты от реализации Программы | -стабильно работающая самоокупаемая система производства, реализации и переработки сельскохозяйственной продукции малых форм хозяйствования в АПК -повышение уровня жизни, увеличение занятости и рост денежных доходов жителей сельских территорий
|
Исполнители Программы
| Малые формы хозяйствования на селе: - личные подсобные хозяйства - крестьянские (фермерские) хозяйства - индивидуальные предприниматели в сфере АПК |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Владельцы хозяйств, сельские предприниматели испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем.
Во-первых, не сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации, должным образом не прописаны правовые условия государственной поддержки малого аграрного предпринимательства. Отсутствует эффективная защита земельных прав граждан.
Во-вторых, до последнего времени фермеры, владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывали острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития сельской кредитной кооперации.
В-третьих, не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания К (Ф) Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования.
В большинстве семейных хозяйств используются низко механизированные технологии, велики затраты ручного труда.
В-четвертых, сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации.
В-пятых, отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей с другой. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей субъектов малого предпринимательства и сельских жителей при разработке мер аграрной и сельской политики, снижает ее эффективность.
Способы и механизмы решения вышеуказанных проблем составляют содержание приоритетного национального проекта по направлению "Стимулирование малых форм хозяйствования в АПК". Ключевое значение при этом имеет развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это обусловлено серьезными объективными причинами.
Как уже подчеркивалось, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, другие малые формы хозяйствования испытывают в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем:
- недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;
- дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства;
- недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования;
- поломки машин и оборудования и необходимость их ремонта;
- высокие цены на энергоносители и горюче-смазочные материалы;
- трудности ведения производства в случае болезни и(или) временной нетрудоспособности членов К(Ф) Х и ЛПХ, их отсутствия в хозяйстве в период отпуска и т.п.;
- проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.д.);
- недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам.
Самостоятельно решить вышеуказанные проблемы малым формам хозяйствования на селе достаточно трудно.
Снабженческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, монополизируют рынок, усиливают диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью.
Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В современных условиях роль малых форм хозяйствования в АПК - личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств в социальном и экономическом развитии села существенно возросла. Они имеют большой потенциал в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и само обеспечении продуктами питания, а также являются неотъемлемым элементом крестьянского уклада жизни сельского населения.
В настоящее время личное подсобное хозяйство стало основным источником обеспечения сельских жителей не только продовольствием, но и всеми необходимыми средствами существования.
В результате реализации мероприятий муниципальной целевой программы «Развитие личных подсобных хозяйств на территории ТОС достигнут высокий темп роста в развитии личных подсобных хозяйств.
В 2011 год у в ТОС личное подсобное хозяйство ведут 265
В личных подсобных хозяйствах содержится 270 голов крупного рогатого скота (в том числе 156 голов коров), 370 свиней 172 голов овец и коз, а также 2065 голов птицы.
На основе само занятости в личных подсобных хозяйствах в ТОС занято 610 человек. В основном это люди с низкими доходами вследствие невысокой культуры производства и неотработанной системы сбыта произведенной продукции.
Целью Программы является ликвидация этого положения путем создания условий для эффективной работы и развития личных подсобных хозяйств до уровня товарного производства, с дальнейшим переходом их в категорию крестьянских (фермерских) хозяйств. А также использование потенциала субъектов малых форм хозяйствования в АПК для обеспечения роста экономики сельских территорий и решения существующих социальных проблем.
Основной производительной силой Программы должны стать крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, а также личные подсобные хозяйства.
Владельцы личных подсобных хозяйств, а также крестьянские (фермерские) хозяйства испытывают трудности в приобретении племенного молодняка, кормов, средств производства и в сбыте сельскохозяйственной продукции. Проблемой развития малых форм хозяйствования на селе является также недостаточное их техническое оснащение.
Основными направлениями деятельности малых форм хозяйствования на селе являются отрасли животноводства и растениеводства.
Развитие данных отраслей в условиях малых форм хозяйствования будет способствовать увеличению объемов производства молока, мяса, яиц и другой животноводческой продукции, а также позволит наполнить рынки
Рост производства сельскохозяйственной продукции сдерживают следующие факторы:
высокие цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, комбикорма;
низкая покупательная способность населения;
низкая цена реализации животноводческой продукции;
несвоевременность расчетов за реализованную продукцию перерабатывающими предприятиями;
недостаточно развитая сеть реализации кормов;
отсутствие четко налаженного гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции.
В целях наращивания производства продукции и повышения качества произведенной продукции и экономической эффективности производства необходимо:
обеспечить организацию и работу на территории ТОС пунктов по искусственному осеменению, а при наличии в сельскохозяйственных предприятиях, обеспечить свободный доступ сельхозтоваропроизводителей к услугам по качественному искусственному осеменению животных;
обеспечить ветеринарное обслуживание животных в хозяйствах граждан в границах ТОС в соответствии с действующим законодательством.
На развитие ЛПХ, КФХ, ИП сотрудничество с Россельхозбанком. Обеспечить льготное кредитование с погашением процентной ставки по кредитам.
В сложившейся ситуации эффективным решением основных проблем малых форм хозяйствования в АПК является создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также совершенствование их взаимоотношений с перерабатывающими предприятиями, заготовительными организациями на договорной основе. Правовую основу для этого представляет Федеральный закон 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», который стимулирует развитие кооперативного сектора.
Все вышеизложенное требует осуществления системы мер государственной поддержки в развития малых форм хозяйствования в АПК на территории ТОС «Перелазовское Центр».
Следует отметить, что Программа направлена на решение социально-экономических проблем на селе, поскольку роль малых форм хозяйствования в АПК повышается, в том числе из-за реформирования сельскохозяйственных предприятий, в которых значительная часть трудовых ресурсов переместится в малые формы хозяйствования.
Реализация Программы позволит улучшить экономическое положение жителей ТОС за счет повышения привлекательности крестьянского уклада жизни и создать условия для нормальной жизнедеятельности в сельской местности.
Председатель Совета
ТОС «Перелазовское Центр» В.В.Петечук
№ п/п | Наименование показателей | количество |
1 | Доля доходов организации ТОС, полученных от добровольных пожертвований физических и юридических лиц. | 18 % |
2 | Доля доходов организаций ТОС, полученных от малых форм хозяйствования. | 11 % |
3 | Количество договоров социального партнерства о содействии в развитии сельскохозяйственного производства, осуществляемого в рамках малых форм хозяйствования, заключенных органами ТОС с юридическими лицами | 31 |
4 | Количество малых форм хозяйствования в границах ТОС, которым оказывается поддержка юридическими лицами, не являющимися организациями ТОС, на основании договоров социального партнерства, заключенных органами ТОС с юридическими лицами. | 90 |
5 | Количество юридических лиц, не являющихся организациями ТОС, оказывающих поддержку малым формам хозяйствования на основании договоров социального партнерства, заключенных органами ТОС с юридическими лицами.
| 15 |
6 | Количество кредитов, полученных подсобными хозяйствами при поддержке (ходатайстве, гарантии) органов ТОС для развития сельскохозяйственного производства. | 4 |
7 | Количество кредитов, полученных к(ф)/х при поддержке (ходатайстве, гарантии) органов ТОС для развития сельскохозяйственного производства |
1 |
8 | Объем кредитов, полученных ЛПХ при поддержке (ходатайстве, гарантии) органов ТОС для развития сельскохозяйственного производства | 490 тыс. руб. |
9 | Объем кредитов, полученных к(ф)/х при поддержке (ходатайстве, гарантии) органов ТОС для развития сельскохозяйственного производства. | 350 тыс. руб. |
10 | Объем субсидий на возмещение гражданам, ведущим ЛПХ, и к(ф)/х затрат на уплату процентов по кредитам в расчете на одного гражданина, проживающего в границах ТОС | 0,122 тыс. руб. |
Расшифровка оказания ТОСу безвозмездной помощи КХ, ИП, ЛПХ в виде натуральных показателей
КХ. «Баев Ф.В» | Ремонт церкви, вспашка огородов, подвоз зерна, сена, праздники | 67000-00 |
КХ. «Высоцкий» | Праздники, тракторные услуги, сварочные работы | 35000-00 |
ИП Фролова И.В. | праздники | 1000-00 |
ИП Степанов Г.М. | праздники | 5000-00 |
ОАО «Перелазовское» | Праздники, услуги дробления, подвоз кормов, вспашка огородов | 139500-00 |
ГУ ПС по Клетскому району | Благоустройство территории | 5000-00 |
Перелазовский участок Суровикинского ДРСУ | Завоз песка, буровые работы | 6000-00 |
жители | Строительство детской площадки | 15000-00 |
итого |
| 273500-00 |