Подписывайтесь на нас в YouTube и социальных сетях:

ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ и РОО ВолгУНКЦ РСИ

приглашают в проект

"Школа ТОСовского самоуправления"

Семья, дети и деньги.


  

В помощь родителям.

                                         

Семья, дети и деньги.

 

         В помощь родителямДвадцать шестого октября актив ТОСа «Черкасов», представители центра «Семья» и педагоги Черкасовской школы провели совместное мероприятие в помощь родителям «Семья, дети и деньги», на мероприятие были приглашены жители и родители наших детей.  Первое слово было предоставлено Шляховой Татьяне Павловне, педагогу – психологу Центра «Семья». Педагогом – психологом были рассмотрены ряд сложных проблем семейной педагогики. Одной из наиболее сложных проблем семейной педагогики является проблема воспитания в детях правильного отношения к деньгам. 

У родителей нередко возникают сомнения: можно ли использовать деньги как средство поощрения или, напротив, как средство наказания?

Можно ли создать воспитывающую ситуацию на основе взаимоотношений, связанных с деньгами? Сегодня родителей волнует вопрос: что должна и что может сделать семья,  для того, чтобы дети, которые растут в материальном достатке, в окружении множества добротных и красивых вещей, не оказались у них в плену?

 Отсюда и возникают вопросы, над которыми задумываются большинство родителей, «Давать или не давать деньги детям в неограниченном количестве?», «Давать или не давать вообще?», «Сколько давать на карманные расходы?»,  «Сколько давать? Когда? Как?» или самим решить вопрос расходования денег за детей.

В помощь родителямДля многих родителей ответ на вопрос давно ясен: «Никаких денежек! Сама иду в магазин и закупаю школьные принадлежности, и все, что требуется детям.

Но, встает вопрос, что это дает ребенку?

Думается, прежде всего, беспомощность в практической жизни. И оказывается, в некоторых семьях такая максимальная несамостоятельность детей и «безденежье», возведенное в принцип, продолжаются, чуть ли не до совершеннолетия. Хорошо ли, чтобы покупка самой незначительной вещи – ручки, зеркальца или заколки для волос была сопряжена для 15-16 летнего человека с целой процедурой объяснений, извинений, предупреждений?...

            Вероятно, следует нам, взрослым, в данном случае, как и во всех сомнениях, мысленно ставить себя в положение ребенка.

            Таким образом, эта тема непосредственно связана со всеми аспектами нравственного воспитания. Вместе с тем в отношениях родителей и детей, касающихся денег, часто приходится сталкиваться с досадными педагогическими ошибками, которые родителям необходимо осознать. Некоторые родители выдвигают такие аргументы: «Пока учатся в школе – ни копейки карманных денег! Карманные деньги считаются лишними – первый шаг к транжирству. Волнуют карманные деньги особенно старшеклассников. Как родители не понимают, что вредят детям. Те и привыкают к легкой копейке».

Возражение оного из пап: «Что это еще за свобода? – У меня в 15 лет в кармане копейки не было и у моих товарищей тоже, почему - то, мы от этого не страдали».

            Действительно, мы жили в другое время, такая была жизнь. В ней порция мороженного была  редкостным событием, а сейчас другая жизнь.

            Что если семикласснику вдруг понадобилось купить что-то для занятий или даже кружку кваса захотелось выпить,  у товарищей есть деньги, а у него нет. Конечно же, со стороны родителей возникает протест: «Мало ли, что у товарищей есть, и что ему захочется! Сегодня кружку кваса, завтра кружку пива, а дальше что? Да многих, и не без оснований, волнует именно это: на деньги подросток может купить не только школьно- письменные принадлежности, не только мороженное и конфеты.

           В помощь родителям Подросток и деньги, как быть? Надо понять и признать, что в семейном воспитании «экономические рычаги имеют всего лишь вспомогательное значение. Если подросток или юноша лишен духовных устремлений, если неправильно формируются его нравственные принципы, если потребности ребенка убоги и низменны, мы не поправим дела той или другой системой регулирования мелких расходов. И потому надо заботиться, прежде всего, о нравственном, интеллектуальном и эмоциональном воспитании ребенка.

            «Ах, эти общие слова, вздохнет грустная мама, которая не знает, ну просто не знает, давать или не давать своему Володе три рубля в зарплату, как дает подруга своему  Андрюше. Критическое возмущение – Ей хорошо, Андрюша - чудный мальчик!  Он свои деньги потратит на книгу, на марки, ну на лакомства, а Володя, он не плохой, но его могут «подбить» даже на бутылку пива». Что - же теперь делать?  Если пятнадцатилетнего Володю не очень интересует книга,  а соблазнам «взрослого времяпрепровождения» он подвержен, ему наверное, не стоит пока давать большую сумму, но лишить совсем карманных денег нельзя. Мы до сих пор,  намеренно делаем акцент на уважении детских потребностей, на необходимости признать за детьми, и в особенности подростками, определенную, хотя и в полнее умеренную, свободу в пользовании деньгами.

Но вдруг такой диалог: «Мам, дай скорее пару десяток, я спешу», «Зачем тебе?» «Нужно!». – «Только вчера три рубля брал», ответ «Ну и что?» - «То, что хватит!». В ответ высокомерно – презрительное - «Два червонца пожалела…».

«Подумаешь, рубль!»- «Подумаешь, десятка!»,  такая «широта взгляда», к сожалению, не редкость  в среде подростков, особенно в семьях, где достаток выше среднего. Некоторые родители как бы стесняются пресекать ее проявления, и в ответ на развязанное «Тебе что, жалко?!» они спешат доказать, что нет,  вовсе не жалко.

Давайте посмотрим правде в глаза, когда мы пасуем перед развязностью и наглостью – это не деликатность, а обыкновенная трусость.

Разумеется, не каждую просьбу подростка о деньгах следует немедленно удовлетворять, однако же, коль скоро мы считаем, возможным ее удовлетворить, надо обращать внимание на то, как мы это делаем.

В помощь родителямПеред началом мероприятия, родителям были розданы анкеты с вопросами на тему: «Как бы поступил каждый родитель в своей семье при выдаче детям карманных денег?». В одной из анкет было подчеркнуто: «В нашей семье деньги детям выдаются только в доброжелательной форме». Это исключительно важно. Иной раз лучше отказать, чем удовлетворить просьбу подростка, сопровождая это сетованиями и ворчанием. О, эти «На тебе не напасешься!», «Сколько можно тянуть?», «У меня не монетный двор!». Право же, горечь и унижение, какие испытывает подросток, выслушивая все это, отнюдь не укрепляют в нем уважение к нам и не помогают ему оценить наши жертвы. Это только отчуждает  от нас ребенка, отправляет его душу почти мстительным желанием поскорее иметь «свои».

 Да что ж это получается? С одной стороны, родители, научите детей уважать родительский кусок хлеба и не забывать о благодарности, с другой стороны – соблюдайте «повышенную деликатность»… Именно так: с одной стороны и с другой стороны.

 И еще – к вопросу о деликатности: ребенок обращается «Мама, ты можешь дать мне сегодня деньги? Мы хотим вечером пойти в кино». Мама знает, что «мы» - это ее сын и Алена,  из параллельного 10 «Б», у них не такие уж ровные отношения и Сережа то подавлен, то радостно возбужден. И тогда в его речи появляется это счастливое «мы».  Вот бы и воздержаться маме от не нужного:  «Вы пока еще дети, а не кавалер с барышней».

Да, они еще дети и уже не дети и маме надо бы понять, что ему самому надо подойти к кассе и купить два билета – для девочки и для себя. Хотя он еще и не самостоятельный».

 

            Есть еще один вопрос, связанный с карманными деньгами, который требует внимания.

Начнем с высказывания оного родителя: «Дети должны получать деньги на карманные расходы за помощь по дому, а не просто как подарок». Аргумент такой: «Чтобы не рос тунеядцем». А что если вырастит делягой? Уплатит больной дед десять рублей «за услуги» - принесет внук из аптеки лекарство, а если не найдется у деда денег – стакана чаю не подаст.

В помощь родителямДовольно решительно выступают многие родители против оплаты учебной работы, которая принята в некоторых семьях. Действительно, в которых семьях на отметки установлен прямо-таки прейскурант. На пятерку цена, естественно, самая высокая, тройка идет «по дешевке». И все же как это чаще всего бывает в деле воспитания, проблема не решается однозначно.

Из рассказа одной из присутствующих мам:

«Если я вижу, что сын всю неделю добросовестно занимался, если старался помогать по дому, был вежлив и внимателен, мне хочется доставить ему в выходной день побольше удовольствий. Это может быть билет в театр или просто деньги, которые сын потратит по своему усмотрению. Но если парень  ленится или недостаточно хорошо себя вел, считаю не нужным и вредным с той же щедростью оплачивать его удовольствия. Подростку все-таки надо понимать, что развлечения нужно заслужить добросовестностью в труде и порядочностью в поведении».

По – видимому, в определенной мере, материальное поощрение для ребенка,  в особенности для подростка, совсем не вредно. Разумеется, не в виде оплаты за отметку или услугу. Но как оценка его усилий, как заслуженная награда за неделю, четверть, полугодие или целый учебный год добросовестного, напряженного труда.

Итак, в решении вопросов, связанных с карманными деньгами и материальным поощрением детей, как и в решении всех вопросов воспитания, будем руководствоваться не догмой, а принципом целесообразности и гуманности. Как, впрочем, и в решении всех вопросов воспитания.