"Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство."

Роберт Эберхардт, персонаж романа Бруно Ясенского "Заговор равнодушных"

Методика
» Методика » Системный инновационный проект (СИП) "ТОС по Сталинградски" - состояние на 1.01.2010

Системный инновационный проект (СИП) "ТОС по Сталинградски" - состояние на 1.01.2010


Дмитриев Сергей Матвеевич – советник Главы Администрации Волгоградской области по вопросам управления, директор ЗАО «Учебно-консалтинговый центр «Руководитель», автор и главный руководитель системного инновационного проекта «Местное управление Волгоградской  области».

В Волгоградской области очень эффективно внедряется в рамках реформы местного самоуправления системный инновационный проект (СИП) «Местное управление Волгоградской области». Вектор его целеполагания направлен на внедрение моделей партнерства в управлении территориями, построение развитого гражданского общества и повышения качества жизни населения.

Проект является пилотным в масштабах всей России, его изучают многие регионы и зарубежные страны через интернет и приезд делегаций. Проект был изучен и одобрен выездной комиссией администрации Президента РФ и на слушаниях Комитета по местному самоуправлению Государственной Думы РФ.

Изучение, разработка, апробация и крупномасштабное внедрение этого проекта, системы его государственного сопровождения и поддержки на территориях региона проводятся вот уже в течении 13 лет по инициативе Главы Администрации Волгоградской области Н.К. Максюты и находились постоянно в центре его управленческого внимания вплоть до ухода с поста Губернатора.

СИП состоит из 3-х подпроектов, организационно дополняющих друг друга и работающих как единый управляющий организм.

Подпроект «ТОС по Сталинградски», предмет – повсеместное формирование и развитие ТОСовского движения на территории Волгоградской области.

Подпроект «Административно-гражданское партнерство», главное звено в СИП, предмет – внедрение в практику управления территориями модели делового  и социального партнерства административной власти, гражданского общества и бизнеса (местное управление в форме местного управленческого сообщества)

Подпроект «Электронное управление», предмет – внедрение дистанционного интерактивного самоуправления и управления в рамках административно-гражданского партнерства, функционирование Интернет-холдинга «Голос ТОС Сталинграда» и ТОСовского электронного Правительства.

Ниже приводятся принципиальные отличительные особенности содержания и управления СИП, его подпроектов, деятельности ТОС, роли органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса в партнерстве, а также факторы и формы их успешной реализации.

 

1. В управлении хорошо известно, что профессионально поставленная интеграция усилий заинтересованных сторон дает результат, определяемый не сложением, а приумножением этих усилий. Государственная власть законодательно делегируя на места многочисленные полномочия и обязанности и тем самым продвигая общество от тоталитаризма к демократии, должно обеспечить грамотное управленческое и финансовое сопровождение этих процессов по всей вертикали управления. В противном случае такое делегирование можно считать формой «спихотехники», ведущей к «показухе» и неполноценности власти на местах. Руководствуясь статьей 33 пунктом 2 ФЗ-131, в соответствии с которой госорганы и органы МСУ обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления, Губернатор Волгоградской области со своей командой пошел значительно дальше. Вместо формального содействия он инициировал интеграцию усилий по всей вертикали управления, начиная со своего уровня власти. Главным руководителем СИП явился не госчиновник, а гражданское лицо, одновременно ставшее советником Губернатора по вопросам управления. Притом Губернатор предоставил руководителю СИП широкие управленческие полномочия и высокую степень профессиональной творческой свободы по всей вертикали партнерских отношений.

Для эффективного внедрения и управленческого сопровождения СИП была образована территориальная система управления аппарата Главы Администрации Волгоградской области, состоящая из Управления по работе с территориями и института полномочных представителей Губернатора в территориальных округах и структурно выходящие непосредственно на Губернатора. Аналогичные управленческие подразделения по работе  с территориями были образованы в администрациях муниципальных районов и городских округов.

В результате всех этих организационных мер, была сформирована следующая вертикаль административно-гражданского управления СИП.

 

Дмитриев С.М.   гражданское лицо, директор ЗАО УКЦ «Руководитель», советник Главы Администрации Волгоградской области по  вопросам управления, председатель экспертного совета оргкомитета областного конкурса «Лучшее ТОС», автор и  главный руководитель СИП
Калганов В.К.   государственный служащий, начальник Управления по работе с территориями аппарата Главы Администрации Волгоградской области, аппаратный руководитель СИП.
Полномочные представители Главы Администрации Волгоградской области в 10 территориальных округах   государственные служащие, территориальные руководители СИП.
Дмитриев А.С.   гражданское лицо, заместитель директора ЗАО УКЦ «Руководитель» по информационным технологиям и инновационному управлению, руководитель и соавтор электронного управления СИП.
Начальники структурных подразделений по работе с территориями (ТОСами) или специально назначенные должностные лица  администраций муниципальных районов и городских округов   муниципальные служащие, ответорганизаторы СИП по муниципальным районам и городским округам.
Председатели советов и активисты ТОС, работники местных администраций поселений, руководители хозяйствующих субъектов и другие партнеры в границах ТОС   непосредственные организаторы и участники команд СИП на местах (около 24 тысяч человек)

 

Эффективная деятельность такой административно-гражданской вертикали управления СИП позволила в короткие сроки сформировать ТОСовское движение, запустить в реализацию модель местного управления в полном объеме, активно внедрять в массовом порядке инновационные направления и программы, минимизируя бюрократические издержки.

 

2. Деятельность ТОС рассматривается не обособленно сама по себе, а в контексте равноправного участника партнерства административной власти, гражданского общества и бизнеса в границах каждого территориального общественного самоуправления, и это партнерство, в свою очередь, составляет систему местного управления.

 

3. Основной целью деятельности ТОС является повышение качества жизни граждан, построение развитого (инновационного) гражданского общества, а не просто инициативное решение насущных проблем и отдельных вопросов местного значения.

 

4. Если под прицелом административной власти находится, прежде всего, создание и поддержка благоприятной и благополучной среды обитания, то под прицелом ТОС – прежде всего образ жизни граждан с использованием организационного принципа «дойти до каждого».

В этом заключается суть функционального распределения и дополнения управленческих усилий административной и гражданской власти в рамках сложившихся партнерских отношений.

 

5. В масштабах Волгоградской области организация территориального общественного самоуправления носит не локальный, а повсеместный (массовый) характер с безусловным сохранением принципов самоорганизации и самоуправления, т.е. непосредственного народовластия.

2000 ТОС, объединяющих 1 млн.17 тыс. жителей региона (39%), из которых 1030 являются юридическим лицом, располагаются на территориях всех 453-х поселений и 6-и городских округов. Они являются неотъемлемым элементом инновационной модели партнерства – местного управления, участником всех его социальных программ, непосредственно ориентированных на формирование здорового и счастливого образа жизни человека и сопутствующей этому образу среды обитания.

ТОСы повсеместно, по своей инициативе, взяли на себя внедрение системы «коротких шагов», которая заключается в разработке, организации и исполнении малых целевых программ, выступающих организационной основой (материально-технической базой) для массового внедрения технологий (правил) здорового и счастливого образа жизни граждан.

Реализация малых целевых программ осуществляется в оперативном (безотлагательном) порядке всем МИРом в границах каждого ТОС с крупномасштабным применением безвозмездности, меценатства и добровольных пожертвований жителей.

В основу программ деятельности ТОС преимущественно закладываются 4 направления – воспитание, благоустройство, безопасность, благотворительность. Исключительно важное значение в общей стратегии и любой программе отводится их духовному наполнению, основанному на героических традициях Сталинградской земли, формировании и внедрении в жизнедеятельность моделей «Сталинградского характера поведения», пронизанного идеями социальной активности, патриотизма, добра и милосердия.

 

6. Функции партнеров территориального общественного самоуправления включают:

  • органы местного самоуправления поселений и городских округов принимают соответствующие нормативные правовые акты, определяя порядок выделения необходимых средств из местного бюджета на осуществление территориального общественного самоуправления, заключают договора с ТОС на осуществление совместных действий при реализации целевых программ, осуществляют финансовые расчеты в интересах ТОС-неюридических лиц;
  • органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют организационное и методическое сопровождение деятельности ТОС;
  • Управление по работе с территориями и полномочные представители в 10 территориальных округах аппарата Главы Администрации Волгоградской области совместно с отраслевыми комитетами и управлениями Администрации области осуществляют организацию проведения и круглогодичную экспертизу областных конкурсов «Лучшее территориальное общественное самоуправление года», «Лучшая местная администрация по работе с ТОС», смотры-конкурсы за право носить почетные звания Волгоградской области «Образцовый ТОС» и «Лидер ТОС», а также  обеспечивают организационно-консалтинговое сопровождение и содействие деятельности территориальных органов госвласти, партнерства в целом и отдельных его участников, проводя до 200 дней в году на местах в разъездном режиме работы;
  • хозяйствующие субъекты, учреждения, другие некоммерческие организации принимают участие в реализации целевых программ, работе центров творческой и социально значимой активности при ТОС.

 

7. Организационная структура ТОС базируется на создании командной культуры управления. Внедрение командных технологий значительно увеличивает массовость и вызывает своеобразный подъем гражданской активности людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий.

В структуре ТОС Волгоградской области широко используются 2 вида команд:

  • формальные (обязательные) команды, представляющие собой центры социально значимой активности территориального общественного самоуправления – уличные и домовые комитеты, гражданские отряды в составе ДНД (ГОТОС) и МКД, добровольные пожарные дружины, временные трудовые коллективы (ВТрК) при ТОС и т.п. В этих командах используются принципы самостоятельности, дополнения, взаимозаменяемости и единоначалия;
  • неформальные (произвольные) команды, представляют собой Центры творческой активности территориального общественного самоуправления – клубы (союзы, содружества) детско-юношеские, ветеранские, здорового и счастливого образа жизни, досуговые, по интересам, временные творческие коллективы (ВТвК) при ТОС и т.п. В этих командах используются принципы самоорганизации, самоуправления, партнерства, наставничества, подотчетности перед советом ТОС.

Таким образом, внутренняя среда ТОСов Волгоградской области характеризуется трехуровневой структурой управления (собрание, конференция – совет ТОС – формальные и неформальные команды), а внешняя среда – партнерством по вертикали (государственная и муниципальная власть) и по горизонтали (бизнес, учреждения и сообщества).

 

8. Методика финансовой поддержки деятельности ТОС (но не содержания ТОС!) из областного бюджета направлена на мотивацию эффективной долговременной работы по всему комплексу проблем среды обитания и образа жизни, исключающая какую-либо уравниловку. С этой целью областной конкурс «Лучшее территориальное общественное самоуправление года» проводится по 11 номинациям и абсолютному первенству, пятиместному распределению победителей в каждой номинации, призовой фонд  данного конкурса в 2006 году составлял 30 млн.руб. (в счет бюджета 2007г.), в 2007г. – 65 млн.руб. (в счет бюджета 2008г.), в 2008г. – 120 млн.руб. (в счет бюджета 2009г.), в 2009г. – 150 млн.руб. (в счет бюджета 2010г.). На конкурс 2010г. в трехлетнем годовом бюджете (в счет бюджета 2011г.) запланировано 170 млн.руб.

Областной конкурс за право носить почетные звания Волгоградской области «Образцовый ТОС» и «Лидер ТОС» проводится среди ТОС, ставших победителями областного конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление года» не менее 2-х раз. Размер призового фонда конкурса в 2007 году составлял 25 млн. руб. (в счет бюджета 2008г.), в 2008г. – 50 млн. руб. (в счет бюджета 2009г.), в 2009г. – 60 млн.руб. (в счет бюджета 2010г.). На конкурс 2010 года в трехлетнем годовом бюджете (в счет бюджета 2011г.) запланировано 70 млн.руб.

Еще одна форма государственной поддержки деятельности сельских ТОС по своим размерам «привязана» к объемам животноводческой продукции, реализуемой ЛПХ на переработку на территориях соответствующих ТОС.

Областной конкурс «Лучшая местная администрация по работе с  ТОС» проводится среди местных администраций поселений, муниципальных районов, городских округов, добившихся наилучших показателей в партнерстве и поддержке ТОС. Размер призового фонда конкурса в 2009 году составил 25 млн.руб. (в счет бюджета 2010г.). На конкурс 2010г. в трехлетнем годовом бюджете  (в счет бюджета 2011г.) запланировано 30 млн.руб.

Необходимо отметить, что в конкурсе «Лучшее ТОС» 72 процента премий ТОСы направляют на решение самых насущных проблем местного значения, а 28 процентов – на поощрение председателей и активистов ТОС. В премиальном фонде конкурсов «Образцовый  ТОС» и «Лидер ТОС» это соотношение составляет 80 к 20.

 

9. Для работы с общественными кадрами территориального общественного самоуправления создана передвижная школа управления «Лидер-инкубатор». В рамках этой школы с выездом на территории проводятся постоянно действующие курсы групповых и индивидуальных консультационных занятий с руководителями, сотрудниками и активистами местного и территориального общественного самоуправления. Курсы проводятся в интерактивной форме, в условиях непосредственного соединения теории и практики. Предметом этих занятий является искусство управления, включая тестирование по определению уровня интеллекта, личностно-деловых качеств (способностей к лидерству), социологические опросы по состоянию и развитию местного управления и социально-экономической ситуации.

Проведение курсов обеспечивается последующим консультационным сопровождением по месту деятельности лидеров управленческими технологами (управтехнологами), выполняющими функции управленческих наставников. Логотип управленческого сопровождения: «Не руководить и не подменять, а обучать, поддерживать и вдохновлять!».

Работа передвижной школы управления предусматривает регулярное проведение мониторинга изменения функционального (социопсихосоматического) портрета лидера в форме субъективной оценки своего состояния (самочувствия), поведения и положения в обществе.

Исходя из результатов мониторинга, тестирования и социологических опросов, вносятся в оперативном порядке соответствующие коррективы в содержание консультационного процесса в ходе занятий и управленческого сопровождения.

Одновременно с управленческим сопровождением организуется мощное информационное обеспечение деятельности ТОС и местного управления в средствах массовой информации и обмен накопленным опытом.

 

10. Важным элементом СИП является дистанционное (электронное) интерактивное управление. С этой целью создан гражданский интернет-сайт «Голос ТОС Сталинграда». На его базе образован Интернет-холдинг, включающий головной сайт и 1351 дочерний сайт (электронных страниц ТОС), а также электронный форум, состоящий из большой группы многофункциональных подфорумов. Через свои электронные страницы ТОСы участвуют в областном конкурсе «Лучшее ТОС». На сайте развернута работа ТОСовского электронного правительства.

В общей сложности только за 2009 год на сайте размещены более 100 видеофильмов, 60 тысяч фотографий и печатной информации в объеме эквивалентном 2000 газетным полосам, такой газеты, как «Волгоградская правда».

По данным независимой экспертизы сайт приобрел большую популярность в Волгоградской области (47% всех посещений), а также в других регионах и зарубежных странах (53%).

По сравнению с сайтами подобного размера 28 категорий, наш сайт имел за декабрь 2009г. следующие преимущества:

  • посещения (4,6 раза);
  • просмотр страниц (18,7 раза);
  • просмотра количества страниц за одно посещение (4,1 раза);
  • средняя длительность одного пребывания на сайте (8,4 раза).

 

11. Статистика результативности СИП очень впечатляющая. Инициативная деятельность ТОС, наполненная партнерскими связями, породила около 100 направлений (предметов) деятельности. Из всех видов деятельности ТОС, которые поддаются материальной оценке, на каждый 1 бюджетный рубль, вложенный в ТОСовское движение, реальная отдача составляет около 6 рублей. Все это относится к благоустройству среды обитания в границах ТОС.

Такая эффективность объясняется следующими причинами:

Во-первых. При прямой заинтересованности и движущей силы ТОС, оперативно поддерживаемой партнерами, многократно повышается эффективность общественных работ.

Во-вторых. Идет повсеместно активное внедрение в практику безвозмездных социально значимых работ.

В-третьих. Оперативно, безвозмездно и без бюрократических проволочек привлекается техника, которая в огромных количествах имеется в личной собственности населения.

В-четвертых. Очень много, безвозмездно и без задержек помогают партнеры-хозяйствующие субъекты, действующие в границах ТОС.

В-пятых. Очень сильно мотивирует и возбуждает инициативу сам факт взаимодействия через объединение усилий; то, что это делается для собственного общественного блага, и то, что посредством участия в конкурсе можно получить приличную премию для нового воспроизводства благ, исходя из принципа – «чем больше сделаешь для развития малой родины по сравнению с другими, тем больше будет твоя премия».

Однако, главная заслуга ТОСовского движения не в материальной, а в духовной результативности его деятельности, которую формальными статистическими данными не измерить.

Подробная статистика деятельности ТОС и партнерства за период с 1 января 2006 года по 1 января 2009 года приводится в разделе «Статистика» на сайте «Голос ТОС Сталинграда».

И еще одна уникальная роль ТОСовского движения и партнерства – политическая. Оно становится движущей силой политической жизни общества и гарантом политической стабильности. На выборах Президента России, депутатов государственной и областной Дум, органов местного самоуправления ТОСовские избирательные штабы и ТОСовские команды при организационно-консалтинговом сопровождении территориальной системы управления проявили безупречную организованность, гражданскую ответственность, способность вести за собой огромные массы людей в заданном политическом направлении. ТОСовское движение оформило на выборах депутатов областной Думы стратегическое партнерство с Волгоградским отделением партии «Единая Россия» под патронажем Губернатора, выполнив свои обязательства на выборах и выставив партии «ЕР» ТОСовские наказы. Значительное число председателей советов и активистов ТОС на местных выборах 11 октября 2009 года были избраны в органы местного самоуправления (в основном депутатами поселений).

 

12  Выработку общей идеологии организации местного управления, партнерства административной власти, гражданского общества и бизнеса, работу передвижной школы управления, проведение курсов, диагностики кадров, соцопросов, управленческого и методического сопровождения, электронного управления по поручению Главы Администрации Волгоградской области осуществляет ЗАО «Учебно-консалтинговый центр «Руководитель». Организацию выездных консультационных занятий, управленческое сопровождение ЗАО УКЦ «Руководитель» проводит совместно с территориальной системой управления аппарата Главы Администрации Волгоградской области и ее отделами по работе с муниципальными образованиями (полномочными представителями губернатора), администрациями муниципальных районов и городских округов.

 

13. Принципиальнейшим условием эффективности работы СИП является организационная и финансовая поддержка гражданской активности со стороны законодательной и исполнительной власти региона. В свою очередь эффективность такой поддержки во многом зависит от правильно подобранных и профессионально используемых технологий управленческого консультирования и сопровождения, стимулирующих инициативу и творчество. В этой связи огромное влияние оказывает осуществление неформального курирования этих важнейших направлений непосредственно самим губернатором. Это решающим образом создает простор для дальнейших инноваций и препятствие бюрократизации партнерских отношений участников проекта. По замыслу автора и главного руководителя СИП - при высокой организации внедрения проекта и обязательности всех заинтересованных сторон, к 70-летию Победы в Сталинградской битве (февраль 2013 года) охват населения Волгоградской области эффективным ТОСовским движением и партнерством должен достичь 80 процентов.