Подписывайтесь на нас в YouTube и социальных сетях:

ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ и РОО ВолгУНКЦ РСИ

приглашают в проект

"Школа ТОСовского самоуправления"
Методика
» Методика » Презентация СИП "Местное управление Волгоградской области" на Всероссийском семинаре 24-25 мая 2010г.

Презентация СИП "Местное управление Волгоградской области" на Всероссийском семинаре 24-25 мая 2010г.


Презентация системного инновационного проекта (СИП) "Местное управление Волгоградской области" на Всероссийском семинаре "Территориальное общественное самоуправление (ТОС): роль и место в реализации местного управления и формировании гражданского общества" г. Волгоград, 24-25 мая 2010г.

Доклад Дмитриева Сергея Матвеевича, Президента регионального общественного движения "Территориальное общественное самоуправление Волгоградской области" (РОД ТОС-Волгоград)

 


Уважаемые участники семинара!

 

В Волгоградской области в течении 13 лет внедряется системный инновационный проект «Местное управление Волгоградской области».

Данный проект состоит из дополняющих друг друга 3-х подпроектов:  «ТОС по Сталинградски», «Административно-гражданское партнерство» и «Электронное управление»

2000 организаций ТОС объединяют по всему региону более 1 млн. человек, 1030 ТОС являются юридическими лицами.

Статистика объективных показателей проекта впечатляет. Инициативная деятельность ТОС, наполненная партнерскими связями, душевным подъемом и благотворительностью, породила около 100 направлений деятельности. Из всех видов деятельности ТОС, которые поддаются материальной оценке, на каждый 1 бюджетный рубль, вложенный в социальный капитал в форме стимулирования ТОСовского движения, реальная отдача составляет около 6 рублей. Все это относится к благоустройству среды обитания в границах ТОС.

Однако главная заслуга ТОСовского движения не в материальной, а в духовной результативности, которую формальной статистикой  не измерить.

Повышается вера в ТОСовское движение. 40 процентов руководителей, специалистов и активистов местного и территориального общественного самоуправления региона считают, что деятельность ТОС определяющим образом влияет на решение вопросов местного значения, 85 процентов связывают надежды на улучшение жизни людей именно с деятельностью ТОС, а вот пока не связывают будущее с ТОС лишь около 6 процентов.

ТОСовское движение становится движущей силой политической жизни общества и гарантом политической стабильности. На выборах Президента России, депутатов государственной и областной Дум, органов местного самоуправления ТОСовские команды проявили безупречную организованность, гражданскую ответственность, способность вести за собой огромные массы людей. Многие председатели советов и активисты ТОС на последних выборах в органы местного самоуправления были избраны депутатами представительных органов. Есть немало примеров, когда руководители ТОС стали главами поселений. Например, в Новониколаевском городском поселении, где проживает более 10 тыс. человек председатель совета ТОС № 1 Новониколаевский Гуреев Иван Иванович стал в результате выборов главой городского поселения, а совет ТОС, который он возглавлял, почти в полном составе вошел по итогам выборов в представительный орган поселения.

Какие механизмы управления и самоуправления и в какой последовательности были использованы в реализации нашего полномасштабного проекта?

Прежде всего это выездная подготовительная работа  в течении 1998-2000 годов. Она включала повсеместное изучение общественного настроения, поиск неформального лидерства, проведение с поселковыми и сельскими администрациями и местным активом спецкурсов по основам управления людьми.

Следующим принципиальным моментом была разработка модели будущих партнерских отношений участников проекта. Важнейший вопрос заключался в выборе партнерских функций органов государственной власти и местного самоуправления. Можно прямо сказать, что если бы сам Губернатор не принял душой и сердцем этот проект, не загорелся им, не поверил в него – шансов на успешную реализацию такого глобального проекта не было никаких.

Максюта Николай Кириллович приняв на себя высочайшую ответственность, инициировал профессионально поставленную интеграцию усилий по всей вертикали управления, начиная со своего уровня власти. Главным руководителем проекта стал не государственный чиновник, а гражданское лицо, одновременно ставшее советником Губернатора по вопросам управления. Притом Губернатор предоставил руководителю проекта и его команде широкие управленческие полномочия во взаимодействии с руководителями органов власти и высокую степень профессиональной творческой свободы по всей вертикали партнерских отношений.

Для управленческого сопровождения проекта была образована в начале 2001 года территориальная система управления аппарата Главы Администрации Волгоградской области из 50 человек, состоящая из Управления по работе с территориями и института полномочных представителей Губернатора в 10 территориальных округах и структурно выходящие непосредственно на руководителя проекта и Губернатора. Аналогичные управленческие подразделения по работе с территориями были образованы в администрациях муниципальных районов и городских округов, а также территориальные консультативные советы и ассоциации ТОС.

Территориальная система несла в себе функции социальных технологов и координаторов партнерства на местах, управленческого контроллинга и аудита эффективности использования финансовых средств, экспертов областных конкурсов ТОС.  Методика управленческого сопровождения основана на логотипе – «Не руководить и не подменять, а обучать, поддерживать и вдохновлять». Опыт по использованию в роли социальных технологов работников полномочных представительств – профессиональных управленцев со стажем, оказался очень эффективным. В силу своего авторитета и должностного положения они преодолевали на местах устои антиТОСовской бюрократии, которые сплошь и рядом возникали по ходу реализации проекта. Полномочные представители совместно с руководителями органов местного и территориального общественного самоуправления эффективно обслуживали в каждом муниципальном образовании общественные приемные Губернатора.  Бюджетные затраты на содержание этой системы в условиях реализации полномасштабного проекта, по нашим расчетам были на порядок ниже, по сравнению с затратами, которые запрашивали специализированные  частные структуры и некоммерческие организации.

Для работы с общественными кадрами ТОС и всеми участниками партнерства была создана передвижная школа управления. В рамках этой школы с выездом на территории проводятся интерактивные курсы групповых и индивидуальных консультационных занятий и тренинг с руководителями, сотрудниками и активистами местного и территориального общественного самоуправления. Основными предметами этих занятий является искусство управления и саморегуляции. Здесь мы руководствуемся правилом – «прежде чем научится управлять людьми, научись управлять собой».

Обязательным элементом работы школы является управленческая диагностика кадров – определение уровня интеллекта и зрелости, способностей к лидерству, измерение социально-психологического состояния, совместимости и функционального самочувствия, субъективная оценка состояния реализации проекта и социально-экономической ситуации в границах ТОС.

Результаты диагностики заносятся в единую электронную базу данных и учитываются в ходе реализации проекта, а также при проведении контроллинга и аудита эффективности. Проведение курсов обеспечивается последующим консультационным сопровождением участников проекта силами территориальной системы управления.

При огромном волевом сопровождении Максюты Н.К. была разработана и внедрена методика финансовой поддержки деятельности ТОС за счет областного бюджета. В этой методике использованы новейшие технологии материального стимулирования социальной активности. В соответствии с критериями эффективности применялся только «Результативный» метод господдержки и был полностью исключен «Затратный» метод. Господдержка в форме ежегодно нарастающего фонда премиального поощрения была направлена на мотивацию непрерывного развития эффективной долговременной работы по всему комплексу проблем среды обитания и образа жизни. В основу этого комплекса был положен программно-целевой метод результативной деятельности каждого ТОС и метод сравнительной эффективности их работы. Он не допускал содержания штатов ТОС за счет бюджета, а также не допускал при оценке деятельности какой-либо «уравниловки» и «выводиловки». Причем 3-х уровневая господдержка мотивировала деятельность не только ТОС, но и его самых близких и постоянных партнеров – местные администрации за эффективную работу с ТОС.

Общий размер призового фонда по всем конкурсам составляет внушительную цифру. К примеру, по итогам конкурсов 2009г. она равна 235 млн.рублей. Выделение таких средств возможно благодаря очень четкому взаимопониманию губернатора и депутатов областной Думы в отношении исключительной важности и эффективности проекта. Кроме этого депутаты областной Думы всячески способствуют работе ТОС и партнерства в своих избирательных округах и комитетах.

До 2006 года были успешно решены многие вопросы инфраструктуры будущего проекта и апробации форм общественной самодеятельности.

Был проведен выездной мониторинг уровня социального благополучия территорий, была создана карта социального благополучия и разработан социальный паспорт на каждый из 1500 населенных пунктов.

С 1 января 2006 года область вступила в реализацию 131-го закона фактически с 3-х уровневым местным самоуправлением, в котором наряду с поселениями и муниципальными районами присутствовало территориальное общественное самоуправление в партнерстве с другими местными сообществами.

Эффективная деятельность административно-гражданской вертикали управления проектом, призванной стимулировать, а не подменять гражданскую инициативу, позволила в короткие сроки сформировать ТОСовское движение, запустить в реализацию модель местного управления в полном объеме.

Деятельность ТОС в проекте рассматривается не обособлено сама по себе, а в контексте равноправного участника партнерства, и это партнерство, в свою очередь, составляет систему местного управления.

Если под прицелами местных администраций находится, прежде всего, создание и поддержка благоприятной и благополучной среды обитания, то под прицелом ТОС – прежде всего образ жизни граждан с использованием организационного принципа «дойти до каждого».

Реализация этого принципа проводится в избирательном порядке, каждый гражданин в зависимости от жизненной ситуации может рассматриваться как «субъект» социальной активности и как «объект» социальной защиты.

Органы местного самоуправления поселений и городских округов принимают соответствующие нормативные правовые акты, определяя порядок выделения необходимых средств из местного бюджета на осуществление территориального общественного самоуправления, заключают договора с ТОС на осуществление совместных действий при реализации целевых программ, осуществляют финансовые расчеты в интересах ТОС - не юридических лиц.

Хозяйствующие субъекты, некоммерческие организации, включая товарищества собственников жилья, другие структуры ЖКХ, принимают участие в совместной реализации с ТОСами целевых программ по ремонту и развитию ЖКХ.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов совместно с территориальной системой управления, комитетами областной Администрации осуществляют организационное и методическое сопровождение деятельности ТОС.

Оно порождает длинную цепь реализации уникальных отраслевых проектов в ТОСовском движении.

При участии центров занятости населения заработала система соединения в границах каждого ТОС общественных и социально значимых работ, что значительно повысило массовость движения, сопричастность и ответственность населения в реализации областной ТОСовской программы «Волгоградская область – самая чистая и благоустроенная область».

При участии организаций социальной защиты населения и использования благотворительной деятельности реализуются принципиально новые формы исследования социального благополучия, индивидуальной работы с гражданами, нуждающимися в социальной поддержке, стимулирующие социальные программы под условным названием «Самообеспечение», патриотическое движение «Помоги ветерану». Благодаря официальному партнерству организаций ТОС и соцзащиты ТОСовские активисты в организованном порядке приняли на себя обязательства по оформлению документов на оказание социальной поддержки граждан, избавив их от сидения в очередях, многократного переписывания документов  и многочисленных разбирательств. По этой причине старшее поколение называет своих ТОСовских активистов – «наши няньки».

Комитет по физической культуре и спорту вот уже 4-й год проводит областные спартакиады ТОС, а с этого года приступает к областным ТОСовским турнирам по мини-футболу. Работа клубов здорового и счастливого образа жизни является приоритетной в ТОСовском движении с первых дней его становления.

При участии комитета и учреждений культуры проводятся ежегодные районные и городские  фестивали местного и территориального общественного самоуправления, смотры народного творчества и многонационального искусства, а в поселениях многочисленные праздники ТОС. Это способствует успешной реализации духовной программы ТОСовского развития под девизом «От чистоты и благоустройства территорий -  к чистоте и благоустройству человеческих душ и отношений».

Партнерство ТОС с казачьими обществами, добровольными казачьими дружинами, национальными объединениями выводит на новый уровень массовое воплощение в жизнь идей патриотизма добра и милосердия, решение вопросов безопасности проживания граждан.

Впервые в политической практике России проводится публичное электронное сопровождение партнерской формы реализации наказов ТОС Волгоградской области в адрес партии «Единая Россия». 2507 наказов ТОС в адрес партии   - это основа многолетней совместной программы согласованных действий партии, всей административной власти, депутатского корпуса и гражданского общества, а также других инициативных партнерств, в том числе партий и хозяйствующих субъектов.

В наказы заложены самые насущные потребности населения в границах ТОС и требующие централизованных финансовых вложений. ТОСы по этим наказам не только осуществляют электронный гражданский контроль и гласность, но, что особенно важно и совместное участие в их реализации вместе с депутатами и органами  исполнительной власти под патронажем Губернатора.

Важная роль в партнерстве отводится совету муниципальных образований Волгоградской области, - организационной опоре ТОСовского движения в межмуниципальном сотрудничестве. При каждой Палате совета работают комиссии по территориальному общественному самоуправлению, основным предметом деятельности которых является совершенствование делового взаимодействия органов местного и территориального общественного самоуправления. Совет выступает активным распространителем опыта ТОСовского движения как на областном, так и на межрегиональном уровне. Благодаря четкому взаимодействию Волгоградского совета с аналогичными советами других регионов идет активный обмен делегациями, проводятся совместные совещания, семинары, подписываются соглашения о сотрудничестве и во всей этой кропотливой работе одно из центральных мест отводится территориальному общественному самоуправлению. Благодаря такому взаимодействию резко возросло за последний год участие представителей многих регионов России в электронной системе территориального общественного самоуправления Волгоградской области. Правление и исполнительная дирекция Совета конструктивно поддерживает конкурсную деятельность ТОС и местных администраций, участвуют в оргкомитетах этих конкурсов, продвижении законодательных инициатив и форм государственной поддержки в интересах ТОС.

Деятельность ТОС находит свое отражение в работе Гражданского форума и Общественной палаты Волгоградской области.

Таким образом, главное условие результативности проекта заложено в профессионализме функционального распределения и дополнения управленческих усилий в рамках партнерских отношений государственной и муниципальной власти, местных сообществ, где ведущим звеном выступает территориальное общественное самоуправление и  хозяйствующих субъектов.

Мы имеем дело с синергетическим эффектом реализации системного проекта, направленного на повышение качества жизни, в котором инициатива, в том числе инновационной направленности, принадлежит территориальному общественному самоуправлению.

Наряду с эффективной организацией в проекте использовались и эффективные социальные технологии.

Это методика постепенного восхождения от более простых критериев оценки эффективности деятельности ТОС к более сложным.

Внедрение системы «коротких шагов», которая заключается в разработке, организации и исполнении непосредственно самими ТОСами малых целевых программ.

Проектирование организационной структуры ТОС на основе принципов управления качеством и командной культуры управления. Внедрение командных технологий значительно увеличило массовость людей, увлеченных конкретным общественным занятием, приносящим положительный результат. А этот результат определяется не сложением, а умножением усилий отдельных субъектов и вызывает личную удовлетворенность. Эффективная работа внутриТОСовских и межТОСовских центров творческой активности, т.е. неформальных команд изменяет самосознание человека, формирует на фоне результативной увлеченности ментальность победителя над скрытым одиночеством, депрессией, пагубными привычками. Это характеризует состояние, когда в организме человека выделяются эндорфины – гормоны счастья, повышая уровень субъективной удовлетворенности личным состоянием и положением в обществе, а это, как известно, является основой здорового образа и качества жизни. Наши ежегодные исследования, проводимые в ТОСах, подтверждают этот результат.

Важным элементом проекта является дистанционное интерактивное управление и самоуправление. С этой целью создан интернет-сайт территориального общественного самоуправления «Голос ТОС Сталинграда», своим названием отражающий принадлежность ТОС к великому победному настрою. На его базе образован Интернет-холдинг, включающий головной сайт и 1416 дочерних сайтов ТОС, а также электронный форум с набором ТОСовских блогов. Через свои дочерние сайты ТОСы участвуют в областных конкурсах . Особое место занимает электронная система управления Регионального общественного движения ТОС, работа ТОСовского электронного правительства в рамках этого движения..

Под ТОСовским электронным правительством понимается публичный способ предоставления информации, принятия решений и оказания услуг, связанных с деятельностью ТОС и его партнерства, при котором личное взаимодействие всех заинтересованных лиц заменяется информационными технологиями в форме дистанционного интерактивного управления и самоуправления.

2010 год проходит в ТОСовском движении под девизом «Информационные технологии  в жизнедеятельность каждого ТОС». Год назад передвижной школой управления проведено повсеместное тестирование муниципальных служащих и актива ТОС на определение уровня компьютерной и информационной грамотности. Уровень информационной подготовки муниципальных служащих в среднем не превышал 40 процентов от оптимального уровня по стандартам Правительства России, а ТОСовского актива – приближался к нулю. И всего один год очень напряженной работы выездного и дистанционного обучения и консалтинга активистов ТОС по информационным технологиям, при интенсивном использовании соответствующих мотиваций через премирование в областных конкурсах, дали прекрасный результат.

Теперь, уже информационно подготовленные активисты ТОС в инициативном порядке пошли дальше. Внутри ТОС родился девиз «Информационные технологии – в каждый дом». При ТОСах создаются компьютерные клубы, информационные микроцентры ТОСовского электронного правительства для организации массового обучения населения и иной помощи, направленных на внедрение программ электронного оказания государственных услуг. Это наглядный пример построения инициативного ТОСовского моста над символической пропастью, разделяющей решения руководства страны о внедрении системы электронного правительства и неподготовленность значительной массы населения к использованию информационных технологий.

В подтверждение того, что курс на внедрение инновационного проекта продолжается приведу содержание одного из первых поручений, сделанного губернатором Анатолием Григорьевичем Бровко, пришедшим на смену Николаю Кирилловичу Максюты.

«Заместителям Главы Администрации Волгоградской области, председателям Комитетов и начальникам управлений, заведующим отделами Администрации Волгоградской области, главам муниципальных образований Волгоградской области (по согласованию).

Поручаю по профилю своих прав и обязанностей обеспечивать в безотлагательном порядке содействие и всевозможную поддержку творческих инициатив, партнерских предложений и обращений Регионального общественного движения «Территориальное общественное самоуправление Волгоградской области» (РОД ТОС-Волгоград) в реализации системного инновационного проекта «Местное управление Волгоградской области», организации и развитии территориального общественного самоуправления.

Особое внимание обратить на участие органов государственной власти и местного самоуправления в конструктивном электронном диалоге с Региональным ТОСовским движением на страницах Интернет-сайта территориального общественного самоуправления Волгоградской области «Голос ТОС Сталинграда» и в партнерской деятельности ТОСовского электронного правительства, а также территориальных электронных ТОСовских представительств.

Подготовку структурными подразделениями областной администрации предложений, решений и документов, касающихся деятельности ТОС и партнерства, необходимо предварительно согласовывать с РОД ТОС-Волгоград.» (конец цитаты)

Уважаемые коллеги!

9 мая 2010 года в день 65-летия Великой Победы началась 1000-дневная Вахта памяти территориального общественного самоуправления Волгоградской области навстречу 70-летию Сталинградской Победы.

Героико-патриотическая направленность работы в комплексе с добром и милосердием является главным звеном духовной составляющей ТОСовского движения на Сталинградской земле.

Сегодня, в первый день работы Всероссийского семинара, по инициативе Регионального общественного движения, поддержанной Губернатором Бровко Анатолием Григорьевичем, в рамках Вахты памяти начинается Волгоградский ТОСовский Форум под девизом «Из героического прошлого – в великое будущее».

Следующие три дня отводятся для проведения массовых фестивальных мероприятий в муниципальных районах и городских округах по подведению итогов участия местного и территориального общественного самоуправления в областных конкурсах и торжественному награждению победителей.

И завершится Форум традиционным празднованием в последнюю субботу мая в каждом поселении, каждом ТОСе Дня территориального общественного самоуправления, объявленного всеобщим ТОСовским праздником постановлением Главы Администрации Волгоградской области.

Мы рассчитываем, что на фестивалях и праздниках традиционно побывают много дорогих нам гостей из других регионов России. Особенно многочисленными были фестивальные делегации последних двух лет. Взаимообогащение опытом между регионами набирает большие обороты.

От имени Регионального общественного движения «Территориальное общественное самоуправление Волгоградской области», Совета муниципальных образований Волгоградской области и при поддержке Главы Администрации Волгоградской области в адрес Общероссийского Конгресса муниципальных образований вносим предложение о проведении в последнюю неделю мая будущего года открытого для всех регионов России Волгоградского ТОСовского форума под эгидой Общероссийского конгресса муниципальных образований.

Мы считаем, что Волгоградский ТОСовский форум мог бы стать общероссийской площадкой для ежегодного обмена опытом по внедрению инновационных моделей организации и технологии территориального общественного самоуправления и его партнерских отношений.

Полагаем, что в рамках ТОСовского Форума помимо пленарного заседания, можно было бы провести слет лидеров территориального общественного самоуправления, раздельные заседания секций представителей органов государственной власти и местного самоуправления, а также ученых и социальных технологов.

Мы приглашаем к постоянному интерактивному разговору на тему развития ТОСовского движения участников семинара и других  наших коллег в регионах на форуме интернет-сайта «Голос ТОС Сталинграда».

И в заключении, коротко о пожеланиях в адрес Федерального уровня власти,  связанных с поддержкой  деятельности ТОС и партнерства.

Во-первых, предусмотреть на Федеральном уровне финансовое субсидирование ТОСовского движения, учитывающего и стимулирующего размер премиального фонда поддержки деятельности ТОС на уровне субъекта федерации.

Во-вторых, ввести дополнительные налоговые льготы и льготное банковское обслуживание для ТОС - некоммерческих организаций, а также для консалтинговых фирм (коммерческих и некоммерческих) обслуживающих деятельность ТОС и его партнерских отношений (в части средств, используемых на такое консалтинговое обслуживание).

В-третьих, выработать правовой механизм государственной поддержки ТОС – не юридических лиц.

Спасибо за внимание.

 


Электронная модель сопровождения доклада СИП "Местное управление Волгоградской области" на Всероссийском семинаре в Волгограде 24-25 мая 2010г.

Автор электронного сопровождения Дмитриев Александр Сергеевич, Вице-президент РОД ТОС-Волгоград, Председатель ТОСовского электронного правительства.

PowerPoint Презентация в формате PowerPoint 2007
PowerPoint Презентация в формате PowerPoint 2003