Подписывайтесь на нас в YouTube и социальных сетях:

ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ и РОО ВолгУНКЦ РСИ

приглашают в проект

"Школа ТОСовского самоуправления"
Методика
» Методика » Материалы Всероссийского семинара ТОС 24-25 мая 2010 года г. Волгоград » Стенограмма Всероссийского семинара - часть 2

Стенограмма Всероссийского семинара - часть 2


Вовлечение населения в осуществление местного самоуправления.

Опыт Иркутска

 

Прежде чем начать свой доклад, мне хотелось бы сказать несколько слов о том, что в данном случае понимается под термином «вовлечение населения в осуществление местного самоупрвления». Это важно потому, что в нашей управленческой практике на сегодняшней день не сложилось единой терминологии и зачастую один термин может не только трактоваться, но и пониматься по-разному (примеры с определением гражданского общества, местного сообщества, да и с определением  территориального общественного самоуправления, здесь показательны).

Поэтому для нас вовлечение населения в осуществление местного самоуправления - это и те основные формы непосредственной демократии, прописанные в 131 федеральном законе[1], но это и система мероприятий, некоторая инфраструктура, обеспечивающая это самое общественное участие.

Ведь не будет открытием сказать, что сегодня все активнее нарастает общественный запрос на общественное участие – участие общественности в выработке и принятии решений, касающихся вопросов развития города, региона, страны. Спектр вопросов, волнующих наше население, чрезвычайно широк: это и вопросы, связанные с проблемами содержания многоквартирных домов и развития территорий по месту жительства, это и экологические проблемы, транспортные системы городов, проблемы инвалидов, социально незащищенных слоев населения и многие другие. И также очевидно, что если эта общественная потребность не будет обеспечена соответствующей инфраструктурой (системой встреч, советов, консультаций, общественных дискуссий, коалиционных проектов, нормативных актов, обозначающих «правила игры»), то она начет складываться стихийно, порой неконтролируемо.

И поэтому концепция иркутского муниципалитета в этом направлении такова: мы работаем над тем, чтобы любой иркутянин, с любой инициативой мог включиться в процесс осуществления местного самоуправления, в процесс выработки и принятия решений. И для этого ему не обязательно состоять в ТОСах.

Итак, в Иркутске развиваются различные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Практически все они обеспечены соответствующими нормативно-правовыми актами.

Развитие территориального общественного самоуправления в Иркутске имеет достаточно продолжительный опыт.

В 1995 году городской Думой города было принято Положение "О территориальном общественном самоуправлении населения в г. Иркутске".

Отличительная черта первого этапа развития ТОС в Иркутске заключается в том, что его организация проводилась большей частью по инициативе органов местного самоуправления (через структурные подразделения мэрии, либо через жилищные организации). Именно жилищные организации в тот период стали главными трансляторами идеи ТОС в массы. Мастера ЖЭУ проводили собрания, вели списки старших по подъездам, представляли эти списки в окружные администрации. В результате был наработан весьма многочисленный резерв лидеров местных сообществ – до 5 тыс. человек и создано несколько органов ТОС микрорайонов. Однако по различным причинам (в том числе и по причине отсутствия развитой инфраструктуры общественного участия) те ТОСы оказались не включенными в полной мере в процесс осуществления местного самоуправления.  

В феврале 2005 года были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие создание и деятельность территориального общественного самоуправления. Но на всплеск активности населения в создании ТОС повлияли в большей мере и еще два других фактора: точечная застройка и реформа ЖКХ. И именно в тот период остро ощутилась проблема отсутствия инфраструктуры общественного участия, обеспечивающей качественное взаимодействие органов власти (как исполнительной так и представительной) и населения. Другие проблемы, которые оказывали  негативное влияние на развитие ТОС, наверное, можно назвать модельными и, наверное, нет ни одного муниципального образования, где та или иная проблема не присутствовала бы. Это:

  • низкая информированность населения о правах на осуществление местного самоуправления.
  • недостаточно четкое понимание процедуры РЕГИСТРАЦИИ территориального общественного самоуправления в случае, если граждане решили создать ТОС с правом юридического лица. Активисты считали, что Положение о ТОС запрещает создавать ТОС с правом юридического лица и комментировали ситуацию так, что органы местного самоуправления г. Иркутска не дают развиваться ТОС в полной мере.
  • Третья проблема - специфическое понимание активистами ТОС своей миссии (некоторые очень активно продавливали идею оплаты их деятельности и воспринимали ТОС как некий контролирующий орган).
  • И четвертая проблема - устойчивое представление о ТОС среди представителей органов местного самоуправления (в том числе и депутатского корпуса) через призму КОНФЛИКТНОСТИ и бесполезности такого института.

 

Для преодоления названных трудностей администрацией города Иркутска был разработан комплекс мероприятий. Некоторые из них мы представим в рамках данного доклада.

1. С 2007 года в Иркутске действует образовательный проект «Школа активных граждан».  Цель проекта – вовлечение жителей города в решение вопросов, затрагивающих интересы территорий, на которых они проживают посредством создания общественных структур, а также выстраивания эффективного взаимодействия населения с органами местного самоуправления. Это серия систематических мероприятий: семинаров, тренингов, встреч, круглых столов, культурно-массовых мероприятий, в рамках которых населению даются правовые знания, разъясняется, что такое местное самоуправление и как жители города могут участвовать в местном самоуправлении, обсуждаются проблемы реализации реформы ЖКХ. В результате развития этого направления в Иркутске формируется серьезный, грамотный актив, обеспечивающий постоянный контакт власти с основной массой населения, транслирующий идеи и продвижение решений  в массы, а также обеспечивающий постоянный и самый первичный мониторинг проблем развития локальных территорий (дворов, микрорайонов и пр.). Ежегодно через Школу активных граждан проходит до 150 человек.

2. В 2008 г. в Иркутске была апробирована такая технология координации деятельности инициативных групп, общественных организаций, территориального общественного самоуправления, как Ресурсные центры по развитию местного самоуправления.

Процесс работы Ресурсных центров был выстроен следующим образом:

  • консультирование граждан  по  вопросам создания и деятельности товарищества собственников жилья и органов территориального  общественного самоуправления;
  • организация   и   проведение собраний граждан по вопросам развития конкретных территорий Иркутска;
  • организация и проведение  встреч граждан с депутатами Думы города Иркутска, депутатами Законодательного собрания Иркутской области, представителями администрации города Иркутска, общественных организаций;
  • общественные приемные, проводимые представителями УК.

3. Эффективным механизмом вовлечения населения в процесс осуществления местного самоуправления и решения проблем локальных территорий показал себя конкурс общественно полезных проектов и программ на соискание грантов органов местного самоуправления. Однако с 2009 года реализация такого вида поддержки стала возможна лишь через систему субсидий, компенсирующих понесенные расходы. Нужно сказать, что ни среди ТОС, ни среди более опытных в деле фандрайзинга некоммерческих организаций такой вид поддержки популярностью не пользуется – очень многие от участия в таких конкурсах отказываются. Поэтому сегодня мы ищем и пробуемы новые технологии поддержки общественных инициатив.

4. В целях поощрения лидеров и активистов ТОС города, а также формирования положительного имиджа активного жителя в 2007-2008 гг. в Иркутске был разработан и внедрен механизм поощрения активных жителей.

Премирование активистов ТОС и граждан, активно участвующих в осуществлении местного самоуправления в г. Иркутске, традиционно проходит в конце года в рамках конференции по проблемам развития территориального общественного самоуправления. К поощрению активных жителей могут представлять инициативные группы,  ТОС, депутаты Думы г. Иркутска, структурные подразделения администрации г. Иркутска, управляющие компании. Активные жители получают ценные подарки, подписку на газету «Иркутск», благодарности депутатов Думы г.Иркутска, управляющих компаний. Вообще, система поощрения активистов ТОС в городе Иркутске действует с 2004 года.

Учитывая тот факт, что число иркутян, участвующих в осуществлении местного самоуправления все возрастает, нам пришлось искать возможности увеличения призового фонда. И теперь он формируется не только за счет бюджета, но и за счет спонсоров, депутатов.

5. В целях координации действий и формирования условий для развития ТОС создана Комиссия по развитию территориального общественного самоуправления, которая состоит из представителей администрации г. Иркутска, представителей общественности и депутатов Думы г. Иркутска.

6. В 2009 году мы запустили новый интересный проект, который не только вносит огромный вклад в просвещение граждан, но и содействует развитию новых форм взаимодействия населения с властью. Это  курсы компьютерной грамотности для людей пожилого возраста «Бабушка-online».  Курсы проходили по субботам, было организовано 2 группы. Всего 3-месячное обучение прошли 50 иркутян. Проект получил очень большой отклик и произвел резонанс в иркутском городском сообществе, доказав высокую значимость развития всевозможных форм взаимодействия власти с населением, работы по просвещению граждан. И если еще осенью 2009 года в режиме эксперимента проект работал на одной площадке, то сегодня действует уже 5 площадок, где за год обучится 500 человек. Партнеры администрации города – иркутские ВУЗы, которые безвозмездно предоставляют компьютерные классы, мэрия оплачивает работу преподавателей. Сегодня ведутся переговоры с Правительством области, чтобы на базе этих курсов обеспечивать интенсивное продвижение идеи, целей и задач электронного правительства.

7. Также в 2009 году в Иркутск пришел  Международный день соседей. Думаю, многие со мной согласятся, что именно такие мероприятия помогают «прошивать» местное сообщества, закладывая качественный и прочный фундамент для ЭФФЕКТИВНОГО территориального общественного самоуправления.  

8. В прошлом же году был начат «соседский проект» (при поддержке Иркутского и Ангарского местных отделений общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления») между двумя городами: Иркутском и Ангарском. Жители наших городов получили возможность узнать опыт самоорганизации граждан по месту жительства в других городах. А мы – муниципалы – возможность объединения ресурсов. Так, «сбросившись» мы смогли привезти московского эксперта, вместе проводим и день соседей – обмениваемся информацией, также объединив ресурсы разрабатываем и печатаем полиграфическую продукцию. Этот опыт может быть взят на вооружение теми муниципалитетами, где возможности финансировать данное направление ограничены.

Нужно сказать, что все эти мероприятия дали свой результат.

Сегодня в Иркутске начала работать система общественного диалога: активные граждане и представители власти (чиновники, депутаты, милиция) и другие структуры и ведомства начали разговор не на «баррикадах», а за круглым столом. Основная концепция, в которой реализовывалось большинство мероприятий и запускались технологии, заключается в том, что с народом нужно разговаривать, что население и тем более активная его часть – это грамотный деловой собеседник, умеющий вести переговоры, внятно формулировать вопросы и, что самое важное, партнер, а не противник. Конечно, не все так замечательно, есть и вопросы, по которым иногда не удается договориться – по различным причинам – но и здесь все равно обе стороны в большинстве случаев пытаются вести диалог.

 

Сегодня система территориального общественного самоуправления Иркутска выглядит следующим образом:

ТОС на уровне подъезда многоквартирного дома

(старшие по подъездам)

ТОС на уровне многоквартирного дома

(домовые комитеты)

ТОС на уровне группы домов или микрорайона

 

5958

26  зарегистрированных в окружных администрациях

70 не зарегистрированных, действующих на основании протокола собрания. 

 

11

 

При этом проблемы в развитии территориального общественного самоуправления все еще есть. Назовем несколько, как представляется, системных:

 

1. Проблема легитимности.

Как было видно из таблицы, наиболее распространенной формой ТОС в Иркутске является ТОС на уровне подъезда. Сегодня в большинстве случаев выборы ТОС подъезда инициируются управляющими компаниями и во многих таких случаях нарушается не только процедура создания ТОС, но и весь принцип самоорганизации граждан. В результате старшие по домам и подъездам «назначаются» подрядными организациями или маркетинговыми отделами управляющих компаний. При этом часто процедура создания домовых комитетов и выборов старших по подъездам не соответствует нормативным актам, регулирующим вопрос создания территориального общественного самоуправления. Созданные таким образом ТОС на уровне подъезда, дома не выполняют те задачи, которые ставит перед ТОС государство, превращаясь в представителя управляющих компаний на местах. Более того, здесь как мне представляется, происходит подмена понятий «представитель собственников МКД» и единоличный орган ТОС.

Проблема легитимности ТОС возникает и при создании ТОС больших микрорайонов, тем более, что процедура выборов делегатов на конференцию проводится часто в заочной форме и люди, поставившие «птичку» за или против, порой даже не понимают о чем идет речь. Поэтому в Иркутске существует жесткая стратегия – не гнаться за массовостью и статистикой, а всячески содействовать созданию ТОС там, где население к этому максимально готово, где сообщество прошито максимально возможным числом социальных связей и отношений. Ведь только в этом случае ТОС может быть и легитимным и эффективным.

 

2. Организационные проблемы.

Территориальное общественное самоуправление – это в первую очередь общественная деятельность, это самостоятельное и под свою ответственность осуществление населением инициатив по решению проблем территории. В большинстве своем именно на личном энтузиазме, за счет собственных ресурсов и работают иркутские ТОСы. За последнее время многие стали прибегать к спонсорской помощи, работают с депутатами, участвовали в конкурсе на получение субсидии. Однако, для многих остаются актуальными проблемы с помещением – особенно это актуально для ТОС групп домов и микрорайонов, возникают проблемы с оргтехникой, канцелярией, средствами на организацию мероприятий. Сегодня основную нагрузку по решению организационных проблем ТОС (в первую очередь помещение) взяли на себя Управляющие компании. Муниципалитет ищет сегодня наиболее эффективные способы поддержки ТОС и нам чрезвычайно интересен опыт других муниципалитетов особенно вопрос заключения договоров по оказанию услуг населению по месту жительства.

 

В завершении доклада мне хотелось бы подчеркнуть, что необходим комплексный подход к вопросу вовлечения населения в осуществление местного самоуправления. Ведь при развитии всего комплекса  системы общественного участия, когда граждане не только обозначают проблемы, их взволновавшие, но также предлагают свое видение решения проблем, участвуют в этом процессе, развиваются качества людей, влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. Граждане не только инициируют процесс, но и берут на себя часть ответственности за исход того дела, в которое включились по собственной инициативе. Происходит переосмысление самого феномена проявления инициативы и активности – сегодня проявить инициативу – это в первую очередь готовность разделить ответственность за происходящее в городе.

 


[1] Глава 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ «Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления»: Местный референдум. Муниципальные выборы. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Сход граждан. Правотворческая инициатива граждан. Территориальное общественное самоуправление. Публичные слушания. Собрание граждан. Конференция граждан (собрание делегатов). Опрос граждан. Обращение граждан в органы местного самоуправления. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

 

Роль и место территориального общественного самоуправления

в реализации местного управления и формировании гражданского общества

в Нижнем Новгороде.

 

Добрый день, уважаемые участники семинара!

Территориальное общественное самоуправление в городе Нижнем Новгороде является формой осуществления населением местного самоуправления в городе и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов развития города.

В настоящее время в г.Н.Новгороде в соответствии с постановлением городской Думы г.Н.Новгорода от 22.12.99г. №73 «Об установлении границ Советов общественного самоуправления» установлены границы 88 Территориальных общественных самоуправлений. Из них активно работают 64.

24 мая 2006 года постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода №41 утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде, согласно которого территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления администрацией города Нижнего Новгорода.

В соответствии со статьей 4 Положения о Территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде учреждение и установление границ территориального общественного самоуправления осуществляется по инициативе населения, проживающего на данной территории. Собрание, конференция граждан по учреждению территориального общественного самоуправления назначаются городской Думой города Нижнего Новгорода одновременно с установлением границ территориального общественного самоуправления.

Коллегиальным исполнительным органом территориального общественного самоуправления является Совет общественного самоуправления, осуществляющий организационно-распорядительные функции по реализации собственных инициатив граждан по решению вопросов местного значения. В соответствии с положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде, территориальное общественное самоуправление осуществляет следующие полномочия:

- Участие в подготовке и реализации планов социально -экономического развития территории, социальных программ и общественного контроля за исполнением планов и программ.

- Содействие в проведении благотворительных акций.

- Изучение общественного мнения по проектам строительства.

- Общественный контроль за содержанием жилищного фонда, за соблюдением правил торговли, чистоты и порядка, за санитарно-эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью.

- Организация отдыха населения, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий и праздников, создание клубов по интересам.

- Организация работы с детьми и подростками, в организации отдыха детей в каникулярное время.

- Участие в общественных работах, мероприятиях по благоустройству территории, проведение субботников.

- Внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии территориального общественного самоуправления.

Особое внимание органы Территориального общественного самоуправления уделяют работе по благоустройству. Проводятся субботники в течение всего года. Ликвидируются несанкционированные свалки, очищаются от мусора многие ни за кем не закрепленные территории, лесопарковые зоны, детские площадки, берега речек и озер. Организуют жителей к озеленению придомовых территорий. По инициативе органов ТОС, силами жителей разбиваются множество клумб и цветников.

Органы Территориального общественного самоуправления занимаются организацией вывоза твердых бытовых отходов из частного сектора. Советы оказывают большую помощь управлению коммунального хозяйства по заключению договоров по вывозу твердых бытовых отходов с домовладельцами. Советы совместно с административно – техническими инспекциями, РОВД, пожарной инспекцией проводят работу с жителями частного сектора по благоустройству территории.

Работа с детьми и молодежью проводится в тесном взаимодействии со школами, детскими и подростковыми клубами, библиотеками, другими учреждениями культуры, инспекторами по делам несовершеннолетних. Председатели Советов общественного самоуправления стали привлекать к работе молодежь, которая искренне заинтересована в плодотворной деятельности Совета. Создаются «Советенки» из старшеклассников и студентов. Во многих советах общественного самоуправления работают студенты ВУЗов города на добровольных началах, консультируют жителей по правовым и социальным вопросам. Работает проект между Советами общественного самоуправления и Нижегородским медицинским колледжем, отделением сестер милосердия по медицинскому и религиозному просвещению населения.

Особое внимание органы территориального общественного самоуправления уделяют физическому развитию детей и подростков. Для организации досуга детей Советы общественного самоуправления проводят футбольные и хоккейные турниры среди дворовых команд района и между районами. Более пяти лет работает «Баскет-клуб» на базе Совета общественного самоуправления м/р Березовский Московского района, где количество ребят, занимающихся баскетболом с каждым годом увеличивается.

Органы Территориального общественного самоуправления участвуют в проведении районных акций и межведомственных комплексных операций: «Подросток», «Безопасный двор», «Внимание подросток», «Нет наркотикам». Проводится цикл мероприятий по профилактике СПИДа. В летнее время занимаются трудоустройством подростков.

Проводятся совместные рейды по местам скопления подростков, по контролю за ночной торговлей алкогольной продукции несовершеннолетним, профилактические беседы о вреде курения, ненормативной лексике, о сохранности сотовых телефонов. Члены Советов систематически посещают профилактические советы в школах, взяли под свой контроль неблагополучные семьи.

В решении вопросов социальной защиты населения органы территориального общественного самоуправления взаимодействуют с управлением по социальной защите и комитетом по труду и работе с населением, работают самостоятельно с привлечением спонсоров и предпринимателей. В помещениях Советов общественного самоуправления организована продажа льготных проездных билетов, льготные услуги парикмахеров, благотворительные обеды, обеспечение промышленными и продуктовыми товарами малоимущих граждан, посещение пожилых и инвалидов на дому, поздравления юбиляров-долгожителей, поездки по городу, области.

Органы Территориального общественного самоуправления работают с советами ветеранов и инвалидов, многодетными семьями, женсоветами, проводят прием населения, праздники.

Имеется банк вещей для предоставления малообеспеченным и попавшим в трудную ситуацию гражданам, ежегодно оказывается адресная помощь малообеспеченным жителям.

Многие Советы общественного самоуправления сотрудничают и взаимодействуют с НКО, такими как: Ассоциация «Служение», «Нижегородский фонд поддержки гражданских инициатив», «Забота», «Семейный центр «Лада», Нижегородская служба добровольцев и другими.

На базе городской Думы, администраций районов города и Нижегородского фонда поддержки гражданских инициатив проводится оказание информационно-технической поддержки органам территориального общественного самоуправления. Председателям Советов общественного самоуправления предоставляется возможность использования современных технологий в работе (пользование оргтехникой, электронной почтой, Интернетом) и обучение актива Советов общественного самоуправления основам компьютерной грамотности.

Управлением по развитию территориального общественного самоуправления проводятся круглые столы по обсуждению актуальных проблем развития местных сообществ, с участием председателей и активистов Советов общественного самоуправления, представителей Администрации города, депутатов городской Думы, представителей бизнес-структур, работающих на данной территории. Это способствует привлечению средств на реализацию социальных проектов в Советах общественного самоуправления.

Опыт работы с Советами вывел новую формулу взаимодействия, а именно объединение сил Советов, населения, депутатов, коммерческих организаций и бюджетных средств.

Совместными усилиями мероприятия получаются и солидные и материально более подкрепленные.

Наши Советы ежегодно участвуют в районном и городском конкурсах «Лучший Совет общественного самоуправления в городе Нижнем Новгороде», в рамках которых проходят конкурсы по благоустройству микрорайонов среди жителей «На лучший балкон, подъезд, палисадник многоквартирного и частного домов, лучшую придомовую территорию многоквартирного и частного домов».

С каждым годом Советы привлекают все больше жителей к участию в таких конкурсах. Если в 2004 году в конкурсе приняли участие 500 жителей, то в 2009 году более 20000 человек. Активные жители, принявшие участие в конкурсе, поощряются администрацией района и города благодарственными письмами, денежными премиями и ценными подарками, что стимулирует их к дальнейшей активной работе.

Для обеспечения работы Советов в бюджете города заложены денежные средства на содержание помещений, услуги связи, оплата коммунальных услуг, проведение мероприятий.

Управлением по развитию территориального общественного самоуправления городской Думы города Нижнего Новгорода для председателей Советов проводятся обучающие семинары, форумы, информационные совещания.

Актив Совета участвует в публичных слушаниях, проводимых городской Думой города Нижнего Новгорода, по исполнению бюджета, Уставу города.

В течение года Советы общественного самоуправления проводят большую разъяснительную работу о деятельности органов местного самоуправления (отчета главы, исполнение бюджета, предложения в адресную социальную программу, по межеванию земельных участков в многоэтажных микрорайонах) через старших по домам, подъездам, активных жителей, общественные организации.

В городе сложилась четкая структура взаимодействия Советов с администрациями. Председатели Советов координируют свою деятельность с отделами по работе с населением и всеми подразделениями районных администраций: еженедельно принимают участие в оперативных совещаниях при главе администрации района, встречаются с директорами Домоуправляющих компаний районов города, участвуют в организации и проведении собраний по выбору управляющих компаний и капитального ремонта жилого фонда. В результате председатели Советов обладают полной информацией о состоянии дел в микрорайоне, районе и городе, являются связующим звеном администрации с населением, оперативно подключаются сами и подключают население к решению стоящих перед органами местного самоуправления вопросов и проблем.

Стало уже традицией проведение ежеквартальных приемов жителей главами администраций районов и общественной приемной главы города с участием председателей Советов. Выездные приемы населения по месту жительства в помещении СОС позволяют решать вопросы непосредственно на месте.

Подводя итог вышесказанному, чтобы улучшить работу органов территориального общественного самоуправления, мы предлагали на заседании парламентских слушаниях по вопросам организации и деятельности территориального общественного самоуправления 2 июня 2009 года и предлагаем сейчас изменения в ФЗ-131 в ст.27п.6:

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 25% жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (а не 50% как сейчас).

П.11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Необходимо добавить в конце абзаца следующий текст: и предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Таким образом, территориальное общественное самоуправление занимают существенное место в процессах демократизации общества и становления правового государства; помогают органам местного самоуправления наладить взаимодействие с населением по решению вопросов местного значения.

 

Комякова Любовь Владимировна,

начальник управления по развитию

территориального общественного самоуправления

городской  Думы  города Нижнего Новгорода

 

 

Механизмы и процедуры социального партнерства территориального общественного самоуправления и местной власти.

 

Я представляю то самое население, которое, не желая жить плохо самоорганизуется. И моя задача довести до вас, уважаемых участников слушаний наше видение ситуации.

И, так. Известно, что при резком ухудшении состояния среды обитания, любой человек будет искать выход на практически подсознательном уровне. Неразбериха и хаос, но сознание, как известно, определяет быт (слайд 2).

Около 15 лет назад в Новосибирске сложилась ситуация, когда большинство населения не хотят жить плохо, а власть не может сделать жизнь лучше. В нашем случае наш российский разумный менталитет вывел население на создание объединений поселений: домов, дворов, улиц, микрорайонов. Вместе выжить легче. Протестная энергия населения приняла организованную форму - стало формироваться территориальное общественное самоуправление. Для населения это( не новая форма деятельности оказалась чрезвычайно подходящей. Напомнили ее депутаты В.Я. Карпов и В.Е. Кузнецов. Эта идея-инициатива в начале развивалась на основе научной поддержки факультета социологии НГУ под руководством профессора Бородкина Ф.М. За тем это направление в городе успешно развивала Ирина Владимировна Мерсиянова. (слайд 3 - анкета). Население через актив определилось приоритетом проблем и определилось с кругом взаимодействия (слайд 4). Качество жизни — многосторонне. И повысить его можно совместной работой со структурами разных уровней. Инстинктивно определилась форма взаимодействия - ПАРТНЕРСТВО, что само собой предполагает конструктивное сотрудничество. В нашем любимом городе процесс осознания важности и ценности зарождающегося массового движения ТОС прошел и у населения и у власти очень быстро. И мы этим городимся. Руководство города во главе с В.Ф. Городецким пошло навстречу, предложив совместную разработку и принятие ряда основных ПОЛОЖЕНИЙ. «О старшем по подъезду, дому, улице». «О совете микрорайона». В Советском районе по инициативе главы, доктора социологии, А.А. Гордиенко проводятся ярмарки общественных организаций, выявляющие степень готовности к конструктивному созидательному сотрудничеству. Один из удачных начальных вариантов оформления партнерских документов - КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН (слайд 5). У нас в Советском районе он появился, прижился и себя хорошо зарекомендовал. Пример направлений сотрудничества - разделы плана (слайд 6). Разрабатывается он Советом ТОС совместно с различными ветвями и структурами власти, а утверждается конференцией жителей. Постепенно формировались механизмы реализации и условия - процедуры их действия :

-   (слайд 7) МЕХАНИЗМ: совещания по текущему и перспективному планированию;

-   (слайд 8) МЕХАНИЗМ: финансовая поддержка через конкурсы и гранты на выполнение социально значимых проектов;

Мы видим куда идем и вместе! Так сказать учимся хозяйствовать. Лебедь рак и щука - нам не друзья.

-   (слайд 9) МЕХАНИЗМ: подведения итогов партнерского взаимодействии. Важным инструментом признания деятельности актива является поощрение. Поощряются только конкретный избранный актив за конкретную работу и по предложению Совета ТОС. Т.о. - исключается зависимость «я слушаюсь и меня поощрят». Эта небольшая признательность оборачивается большой отдачей.

-   еще МЕХАНИЗМ— организационной поддержки через управление и отделы общественных связей, фонды поддержки общественных инициатив, правовые организации. Ими постоянно оказывается консультативная помощь, организуются различные тематические семинары.

Совместно с властью как законодательной, так и исполнительной разрабатывая механизмы партнерства, мы постепенно их совершенствовали и дополняли. И этот процесс не завершен. Не редки слушания в городском Совете у председателя комитета по местному самоуправлению А.А. Казака. Председатель Городского Совета Н.Н. Болтенко - непременный участник городских планово-диспетчерских совещаний председателей ТОС и КС.

В РЕЗУЛЬТАТЕ мы совместными усилиями на протяжении ряда лет получаем существенный прирост качества жизни горожан. Вместе мы ремонтируем, украшаем и бережем подъезды (слайд 10). Вместе приносим с дач растения и разбиваем цветники и скверы ( слайд 11).

 Значительно приросла клубная работа с различными возрастными группами (слайд 12. 13, 14).

Укрепляется и потерянная связь поколений (слайд 15. 16) встречи, взаимное уважение и доверие. Открытие новых мемориалов памяти и славы, Поддержка имеющихся.

Как следствие мы стали больше заботиться о своем городе. Возродились массовые сезонные субботники, праздники города, района, улицы или двора.

(слайд 17). Это прижилось!!!

Конечно, все это невозможно без постоянной обратной устойчивой связи с населением. Это может быть в виде отдельных изданий городского масштаба (слайд 18). Но особенно эффективно это работает в виде (слайд 19) информационных листков и бюллетеней, издаваемых самостоятельно органами ТОС или при поддержке администраций районов, депутатов бизнеса. СМИ нас не балуют, да и писать туда не каждый решится.

Совместная созидательная работа продолжается и, по сей день (слайд 20). Вместе обсуждаем приоритеты, решаем и контролируем выполнение. Большую долю территории и жителей составляет население частного сектора, где тоже есть свои проблемы, (слайд 21). Это далеко не все коттеджные территории. А их около 47 000 домов. В течении 2 лет в городе готовится программа «Частный сектор» и активное участие принимают в ней активисты ТОС.

В начале этого года мы вместе с главой администрации Советского района

доктором социологии А.А. Гордиенко подводили итоги 2-х последних юбилейных лет в Академгородке: 50 лет СО РАН и 50 лет Советскому району, 115 лет городу, в этом году мы отмечаем 10 лет движению ТОС города. Есть показательная статистика (слайд 22, 23, 24). Один из итогов (слайд 25) – «Теперь то, во что не вложена частичка труда самих людей, не может быть воспринято комфортным». Есть по этому поводу печальная практика УК (управляющих компаний). Эффективность же действия ТОС (слайд 26) определена как «…возникновение гражданской гордости вместо зависимости, увеличения чувства ответственности и солидарности». Кроме того (слайд 27) организации приобретают более четкое определение миссии, осознание своего проблемного поля, своих целей и задач, (слайд 28) Особенна роль ТОС и в реформе ЖКХ.

У нас теперь принято новое положение о ТОС, где принципиально расширены возможности ТОС до уровня договорных отношений на часть бюджетного финансирования. Однако эта позиция совсем не работает – нет механизма ее реализации. Органов ТОС в городе 115. Они разные по опыту, квалификации, но путь роста известен (слайд 29). Свои цели и задачи мы видим следующими (слайд 30).

В то же время поиск наиболее адекватных форм партнерства продолжается. (Слайд 31) Весьма значимым мы видим для себя вывод профессора С.С. Хоружий: «...Какая-то маломальская эффективность российского существования налажена как раз не за счет нового, а за счет восстановления прежних механизмов.»

В 2008 году исполнилось 10 лет ТОСу «КИРОВО», 8 из которых мы издаем независимый информационный бюллетень «Весточка Кирово» наш не менее важный и основной помощник во всех делах. Надо сказать, что он пользуется большой популярностью не только у жителей, но в различных уровнях власти. Издали буклет, где поместили отзывы о партнерской деятельности с нами. (слайд 32) Известный в нашем любимом городе лозунг «Да здравствует то, благодаря чему мы, не смотря ни на что!» это для нас и про нас его любящих жителей. Вы видите на слайде высказывания о партнерстве и исполнительной, и законодательной властей.

Сложившееся партнерство - это гордость нашего города. Это заслуга наших жителей и не столь важно относятся они к какой-либо ветви власти или нет. Мы уверены, что в тех высоких наградах и званиях, которые получил город в последние годы, есть и не малая частичка и нашего труда. Не все, конечно, гладко и не везде. Борьба продолжает иметь место.

Однако надо признать, что при правильной постановке работы депутат, не работающий в конструктивном русле с населением, просто не может быть повторно избран, не зависимо от партийной принадлежности.

Здесь необходимо понимание того, что неуместно обсуждение кто первичен. ТОС - добровольная самоорганизация граждан по месту жительства по определению. Им приказать или заставить нельзя! Добиться уважения совместными действиями единственный путь сотрудничества.

Уважаемые участники конгресса! (Слайд 33) Можно много и подробно рассуждать на эту тему: и как теорию и как практику. Опыт Новосибирска есть, Уверена, что он интересен и может быть полезен.

Считаю, что необходимо внести изменения в 131 закон. Мы это обсуждали в рамках наших встреч на городском уровне и уровне Ассоциации Сибирских и Дальневосточных Городов. Они во многом перекликаются с уже выказанными здесь. Мы считаем, что для придания дополнительного импульса движению ТОС, необходимо расширить рамки действия для тех органов ТОС, которые готовы перейти на уровень договорных отношений с администрациями и дополнительно и добровольно вложить свой труд в совершенствование среды обитания. В этом смысле опыт Волгограда чрезвычайно интересен и полезен. Безусловно, в каждом муниципалитете есть свой стиль, своя специфика. Поэтому считаю, что такая практика проведения выездных совещаний несомненно будет придавать дополнительный импульс поступательного развития территорий России.

Здоровая инициатива населения по реализации своих конституционных прав должна быть поддержана здоровыми силами общества. Успехов вем на этой дороге!

 

Председатель Совета ТОС «КИРОВО», председатель ассоциации ТОС «Советский», заместитель председателя консультативного совета при мэре города по работе с органами ТОС И.А. Фомичева