Подписывайтесь на нас в YouTube и социальных сетях:

ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ и РОО ВолгУНКЦ РСИ

приглашают в проект

"Школа ТОСовского самоуправления"
Оценка результатов реализации проекта «Школа ТОСовского самоуправления» (второй этап), в том числе полученного социального эффекта
20-03-2022

Проект «Школа ТОСовского самоуправления» (второй этап) в рамках реализации Специального проекта 2020 продолжил в дистанционном формате одноименный проект, поддержанный Фондом президентских грантов в 2019 году.

Основная идея проекта состояла в повышении профессионального уровня и эффективности работы участников целевой группы-активистов ТОСовского движения с социально уязвимыми группами, направленной на преодоление последствий самоизоляции и профилактику новой коронавирусной инфекции.

Проект охватил ТОСовское движение большинства муниципалитетов региона, состав участников целевой группы, состоящий из двух потоков (участников предшествующего проекта и нового набора) достигал 600 человек, вместо 400, запланированных в Заявке, преимущественно включал по возрасту среднее и старшее поколение, из которых около двух третьих составляли женщины.

ТОСовское движение представляют активисты организаций ТОС и их социальных партнеров – органов местного самоуправления, учреждений, других НКО и общественности, оказывающие помощь социально уязвимым группам, включающим женщин, детей, пожилых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья, людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В проекте, реализованным в партнерстве РОО ВолгУНКЦ РСИ с администрацией Волгоградской области, местными администрациями и региональным Союзом комсомольских поколений, был учтен опыт реализации в 2020 году проекта - предшественника в условиях самоизоляции и социального выгорания.

Проект стартовал 1.01.2021 года после завершения реализации проекта - предшественника и присоединения его участников (первого потока) к новому набору участников целевой группы (второго потока) и был завершен 31.12.2021 года.

Опыт участников первого потока позволил ускорить адаптацию в проекте участников второго потока.

Ожидаемые результаты реализации проекта были связаны с повышением качества работы активистов с социально уязвимыми группами по преодолению последствий самоизоляции и по профилактике новой коронавирусной инфекции, с позитивными изменениями в образе жизни, духовном настрое граждан, входящих в группы и столкнувшихся с такими проблемами.

Эффективность реализации проекта была связана с комплексностью мер реализации и интенсивным использованием дистанционных форм и методов профессиональной подготовки, включающих использование оригинальной методики, проведение стартовой видео презентации проекта, мастер-классов, воркшопов, видео уроков, курсовых занятий, дистанционного консультирования, публикации статей, интернет-конкурса, награждения победителей, заключения Товарищеских соглашений, итоговой видео конференции реализации проекта.

Оценку результатов реализации проекта необходимо определять сквозь призму анализа использованных в проекте форм и методов, оценку результативности их применения, включая влияние на получение социального эффекта.

1.Анализ использования мастер-классов и воркшопов.

В первоначальном замысле реализации первого проекта «Школа ТОСовского самоуправления» до появления коронавирусной инфекции и пандемии планировалось проведение 3-часовых выездных мастер-классов в муниципалитетах и последующих 8-часовых воркшопов в Волгоградской Студии самоуправления и духовного очарования, куда с муниципалитетов должны были по определенному графику заезжать группами по 10 человек участники целевой группы проекта.

Появление проблем самоизоляции и социального выгорания в качестве новых разновидностей социальной уязвимости, поставили перед командой проекта проблемы, связанные с необходимостью перестройки форм и методов реализации проекта и особенно это коснулось проведения мастер-классов и воркшопов.

В проекте был успешно осуществлен перевод проведения мастер-классов и воркшопов в дистанционный формат, увязанный в комплексе с использованием интернет-платформ проекта и социальных сетей.

Благодаря дистанционному формату, появилась организационная возможность увеличить количественный состав участников прямой видео конференции каждого воркшопа с 10 (как планировалось в заявке) до 30 человек.

Содержательная часть мастер-классов и воркшопов вместо повторения в каждом мастер-классе и воркшопе одних и тех же 3-часовых программ для мастер-классов и 8-часовых программ для воркшопов была преобразована в 50-часовую программу мастер-классов (20 мастер-классов по 2.5 часа) и в 70-часовую программу воркшопов (27 воркшопов по 2.5 часа) пошагового освоения единого учебно-тренировочного комплекса знаний, умений и навыков, ориентированных на повышение профессионального уровня участников целевой группы в преодолении судьбоносных разновидностей социальной уязвимости.

Была разработана оригинальная методика организации публичного преподнесения материалов мастер-классов и воркшопов в целях достижения их более глубокого и осмысленного восприятия участниками целевой группы и благополучателями.

После проведения каждого мастер-класса в форме вебинара и воркшопа в форме видео конференции, полные их записи выкладывалась на канал Голос ТОС в You Tube и площадках ТОС WhatsApp Чат для открытого просмотра, а также осуществлялась нарезка ключевых видео фрагментов и с соответствующими текстовыми комментариями они выкладывались с неоднократным повторением и обсуждением на интернет-платформах проекта и в социальных сетях.

Кроме всего этого текстовые фрагменты из мастер-классов и воркшопов регулярно в форме бегущих образовательных цитат выкладывались на интернет-платформах проекта и в социальных сетях, что также внесло положительный вклад в общую по существу инновационную методику организации проведения мастер-классов и воркшопов, полностью доказавшую свое эффективное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки участников целевой группы в ходе реализации проекта.

2.Анализ использования видео уроков.

Проведение видео уроков в проекте отражает комбинированное использование разнообразных форм общения (индивидуальные беседы, массовые мероприятия) и использование в них различных категорий выступающих.

Видеоуроки с участниками целевой группы позволяли объективно оценить уровень их профессиональной подготовки и работы с социально уязвимыми группами, целесообразность практического применения форм и методов, отследить состояние их творческого использования и развития.

Участие в уроках экспертов приносило свежий взгляд в оценку уровня профессиональной подготовки и работы участников целевой группы, а также реализации проекта в целом.

Участие в уроках ветеранов, заслуженных людей служит для участников целевой группы важным средством использования формата преемственности поколений в повышении своего профессионального уровня и успешной реализации проекта.

Изучение видео уроков в их открытом доступе на интернет-платформах проекта способствовало распространению и взаимному обогащению среди участников целевой группы опыта работы с социально уязвимыми группами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

3.Анализ использования дистанционного курса.

Дистанционный курс «Кризис-это наш шанс!» сопровождает, закрепляет и развивает в течение всего срока реализации проекта программы проведения мастер-классов и воркшопов.

Дистанционный курс представляет по своему содержанию системную антикризисную программу преподнесения знаний, упражнений и рекомендуемых действий по восстановлению состояния жизнеспособности, нарушенного режимом самоизоляции и социальным выгоранием.

Более глубокому осмыслению полученной информации и переходу к ее творческому применению и развитию на практике способствует использование в дистанционном курсе пошаговой технологии "Step by step".

Использование гибкого программирования проведения дистанционного курса позволяет адаптировать содержание курса под появление новых вызовов и оперативных запросов участников дистанционного курса.

Методика проведения курса способствует активизации творчества и подталкивает его участников не только к поиску выхода из кризисных ситуаций, но и к использованию кризиса, как появления шанса для собственного самообновления и сознательного поиска новых положительных решений в преобразовании образа жизни и духовного настроя.

4.Анализ использования дистанционного консультирования

Порядок организации и методика проведения дистанционного консультирования в реализации проекта претерпели серьезные изменения по сравнению с традиционными формами.

Они были основаны на повышенном спросе на оперативное консультирование в следствии усиления массового влияния проблем самоизоляции и социального выгорания, появления у участников целевой группы вопросов, связанных с их участием в дистанционных мастер-классах, воркшопах, курсовых занятиях.

Все эти проблемы, затрагивающие интересы значительной части участников целевой группы проекта, невозможно было ускоренно решить обычными телефонными разговорами.

Именно этими обстоятельствами было вызвано, оправдавшее себя, активное внедрение консультирования в форме проведения персональных массовых рассылок участникам целевой группы проекта с использованием электронной почты и сети WhatsApp.

Для проведения оперативно востребованного персонально-массового консультирования участников целевой группы проекта также интенсивно использовались интернет- платформы проекта.

Эффективные формы и методы нашли свое место в проекте также и в публикации статей, проведении интернет-конкурса, заключении Товарищеских соглашений, но ограниченный размер печатных знаков в данном разделе отчета не позволяет их изложить, что не мешает на основании выше изложенного дать оценку реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта.

Подводя итоги представления командой проекта форм и методов его реализации и опираясь на положительные отзывы со стороны участников проекта, - можно сделать однозначный вывод о повышенной результативности дистанционного формата реализации проекта и полученного социального эффекта, ориентированного на повышение у участников целевой группы проекта профессионального уровня и эффективности работы с социально уязвимыми группами населения в суровых условиях пандемии, массовой самоизоляции и социального выгорания.